«Обратите внимание, — говорит Александр Щипков, — сейчас слово „педагог“ — тот, кто ведёт ребёнка, берёт за руку и ведёт его, как раньше считалось, в мир знаний, а на самом деле, ведёт в общество, социум, в огромный мир, сменилось на новое словечко „тьютор“ — цифровой помощник. У тьютора нет никаких прав, они находятся у ребёнка. Вся либеральная идеологическая система направлена на то, чтобы передать права ребёнку. Ребёнок — заказчик, он приходит в школу, платит деньги и требует обслужить его. Тьютор — это обслуга. Образование — это система услуг. Если тебе не нравится, как оказывается эта услуга, ребёнок, с помощью родителей, общественного мнения, начинает предъявлять к учителю претензии. Учитель оказывается абсолютно бесправным существом, машинкой. В любой момент на него можно, как сейчас говорят, наехать».
У учителя отнято право воспитывать — важная образовательная функция. Ведь когда учитель обучает и воспитывает, он применяет разные методические приёмы, в том числе наказание, конечно не физическое, а оценками, запретами, ибо ограничения необходимы, поскольку ребёнок подчас и сам устаёт от своей ещё не устоявшейся психики, она мешает ему жить, и взрослый должен приходить на помощь в таких случаях, размышляет автор программы.
«Так вот тьютор, который уже не учитель и не педагог, он сам начинает думать алгоритмически. Плюс его начинают перегружать бюрократией. И в средней, и в высшей школе невероятное количество отчётности —
Цель Болонской системы — превратить человека в робота
_________________
Александр Владимирович Щипков – заместитель Главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник председателя Государственной думы РФ, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета, доктор политических наук.