– Так как же нам все-таки обустроить историческое образование, Фёдор Александрович?
– Отношение к истории вот уже многие десятилетия слишком политизировано, в то время как она не является политической наукой, хотя и изучает и политику тоже, и её часто используют политические силы в своей борьбе в качестве инструмента. Но история – это всё же наука о человеке. На мой взгляд, это является самым главным, что должны понять и прочувствовать современные студенты. Когда рождались фальсификации, и с их помощью пытались трансформировать наше национальное сознание и наши человеческие души, – всё это результат политизации истории. А история простирается совсем в другой плоскости, потому что главное содержание истории – это человек, а не процессы, которые он хоть сам и создаёт, но в них незаметен и будто тонет.
Как историк-христианин я рассказываю студентам про духовную борьбу, идущую на протяжении тысяч лет. Человек отвлекается от нее. Да и всё, что происходит вокруг него, только тем и занято, чтобы отвлечь его от самого главного. Но в христианском мире или нехристианском мире – одинаково – история есть описание человеческого духа во времени и пространстве, разговор про человека и общество. Если молодое поколение примет такое воззрение на историю как на науку и дисциплину, то ему будет легче отсеивать лишнее, отличать ложь от правды, манипуляцию от искреннего разговора о прошлом, настоящем и будущем России и мира.
– В нашем первом интервью вы говорили о необходимости изучать историю России в контексте Всемирной истории, и Ваш годовой курс в РПУ как раз так и устроен. Всего год. Не мало ли?
– Год – это мало только на первый взгляд. Во-первых, нынешние студенты – это бывшие школьники. И даже если их учили по тестовой системе, все равно они имеют хорошее представление о многих событиях. Моя задача – скорректировать их знания и как бы дать им новогоднюю елку, на которую гирлянды и игрушки – то есть подробности – они будут вешать сами, на протяжении всей жизни, ведь история бесконечна, хоть и не бездонна. От полугодового курса Всемирной истории перед изучением Истории России невозможно было отказаться: мой курс предполагает изучение в первом семестре Всемирной истории, а во втором – Истории Отечества. Без внешнего контекста Россия получилась бы «вещью в себе», а это не так. Повторюсь, что история России всегда разворачивается на фоне мировых событий.
Еще один важный момент. История, как никакая другая наука, связана с личной позицией. И в этом нет ничего плохого. Какая-то строгая «генеральная линия» может снова исказить нашу историю. Перегибы не нужны. Поэтому при разработке новых программ как для школ, так и для вузов, важно не перестараться. И прежде всего сосредоточиться на том понимании, что история, даже при всей пресыщенности ее либеральной подачей, – это в первую очередь воспитание гражданственности, воспитание гражданина и патриотически настроенного гражданина. Это урок мысли. Гражданской мысли. А не урок какого-то отвлеченного рационального мышления. Это урок самосознания. И патриотизм не обязательно должен быть слепой. Он может быть и критическим. Это нестрашно, если человек любит свою страну.
– Как историк-христианин вы сосредоточены на истории как на духовном поиске человечества и человека. Я согласна, духом пропитано всё. Но неизбежна выборочность фактов, событий, а значит все же возможны какие-то упущения в анализе происходящего?
– Скажу так: как историк-христианин я обречён, потому что всё оцениваю с точки зрения нравственности. Не осуждения, но понимания, что хорошо, а что плохо для человека, общества, государства, народа. Об историческом деятеле можно судить только по его плодам. Он может ошибаться на своем пути. Но главное, если он проходит свой духовный путь, а не идёт к своему падению, обрекая народ на беды. Пусть мы упустим, а точнее опустим какие-то факты, изучая от темы к теме историю человечества, но усвоим главное. А значит создадим внутри студентов правильную структуру сознания. А правильная структура – это духовная и никакая другая.
Записала Ирина Предтеченская
Читайте также: