– Федор Александрович, Ваше становление как историка проходило после развала СССР. То есть Вы миновали влияния коммунистической идеологии. Но и либерализация общества не повлияла на Вас. Как это произошло?
– Пожалуй, мне посчастливилось. Студентом я был в 90-е, а до того как поступил в МГУ – несколько лет учился в гуманитарном лицее, где процесс обучения строился уже на новых основаниях, и духовная составляющая была в нём существенной. Так, пребывание в лицее православной направленности определило мое будущее как историка. В этом смысле РПУ святого Иоанна Богослова близок мне. Родной и знакомый. И подходам преподавания, которые сформировались во мне изначально, я придерживаюсь до сих пор. То есть в моей личной практике никаких жестких переломов, связанных с политическими обстоятельствами, не случалось. Я исхожу из христианского взгляда на историю. Как для историка-хритианина мне важна в первую очередь духовная составляющая.
– То есть христианство как основа истории?
– Всё правильно. Ведь главное в истории не процессы, даты и события, в которых человек будто тонет и почти незаметен. Главное в ней – сам человек, который эти процессы и события и создает. Он их творит, желая того или нет. История – как духовный опыт, как духовная борьба, как проявление самых разных человеческих качеств – хороших и плохих, слабостей и сильных сторон. Иными словами, мне важно рассказать студентам про ту духовную борьбу, которая всегда шла на протяжении истории человечества. Идёт и будет идти. Человек никогда о неё не мог отвлечься, хоть и не всегда это осознавал. Он все время находится в этой борьбе, независимо от того, является он христианином, атеистом или представителем другой конфессии, потому что природа человека – одна и та же. Другое дело, что могут быть разными способности и убеждения, но это не мешает ему постоянно пребывать в духовном борении. В своих лекциях в основном я рассказываю именно об этом. И отсюда у студента создается представление о человеческом обществе в тот или иной период, о том, как формируется цивилизация, создаются экономические системы, возникают государства, культура, искусство, начинаются и завершаются войны. Все это очень важно, но яснее всего оно видится сквозь духовную призму христианства. Это самое главное.
– Получается, что факты и даты – вторичны.
– Так и есть. История сама по себе – это история человеческого духа, а не некая формальная «событийность». События – они рождаются в результате тех или иных человеческих действий, мыслей, поступков, слов. И если излагать историю чисто хронологически, в отрыве от этого понимания – тогда не будет чувствоваться смысл. Рассказ превратится в перечисление множества вещей. Но какое это имеет отношение к человеку, как студент всё это может запомнить, и вообще зачем ему надо это запоминать – останется невыясненным. В видении и преподавании истории схоластическая составляющая вторична.
– Объясните, пожалуйста, то же самое, но на конкретном историческом событии.
– Берем Великую французскую революцию, говорим о том, какая идеология двигала людьми, которые её возглавляли. Затем оцениваем, как их лозунги воплощались в их конкретных поступках. «Свобода, равенство, братство». Чудесные слова. Прежде я, конечно, знакомлю студентов с тем, откуда такая идеология взялась, что конкретно она означала, как это все осмыслялось накануне революции. А далее мы смотрим, как разнятся действия и слова разжигателей революции. Мы смотрим, какие у них взаимоотношения, какова их судьба в ходе революции и после нее. И вдруг выясняем, что один другого отправил на гильотину, сам вдруг разбогател, а потом и сам был отправлен в том же направлении. Так прорисовывается исторический процесс, складывающийся из слов и поступков, их слаженности или противоречии у конкретных личностей. Иначе говоря – на чистоте их помыслов или кромешной мути.
Беседовала Ирина Предтеченская
Читайте также:
Фёдор Гайда: Историю России нужно преподавать и изучать в контексте Всемирной истории