«Возникает главный вопрос: а для чего вообще рождается человек? Ответ на этот вопрос знают христиане: человек рождается, чтобы умереть. Но главный вопрос человеческой жизни не в том "когда я умру?", а в том - "каким я умру?" И этот вопрос – "в каком я буду состоянии?" – сейчас спрятан глубоко. Даже вопрос "когда?" отодвигается: нам хочется представлять, что мы бессмертны.
Вопрос о смерти – это вопрос о спасении. Соединить идею спасения с идеей потребления невозможно. Сказано "трудно богатому войти в Царство Небесное", то есть богатому туда войти вообще невозможно. Для того чтобы войти богатому в Царство Небесное, нужно перестать быть богатым. В нашей русской традиции любое накопительство считается неправедным и легко можно исчезнуть. Богатый человек и русских воспринимается как вор, даже если он честно зарабатывает деньги. Если ты честно заработал свои деньги, то в русском сознании ты должен доказать, что ты не вор. А доказать это можно одним-единственным способом – эти деньги раздать. Такой вот максимализм русского сознания. Нет других вариантов. Если ты раздашь, тогда ты докажешь, что ты честен, и тогда тебе открываются пути к Царству Небесному.
Когда западные люди говорят о загадочной русской душе – это полная глупость. Нет в русской душе никакой загадки, как нет загадки в душах других народов. То, что я говорю про русское сознание, – это евангельское мышление, на котором мы воспитаны. И которое у нас пытаются выщелкнуть идеей материализма и бесконечного потребления. Когда мы говорим о безусловном базовом доходе, невозможно не затронуть тему труда.
В русском языке есть понятия "труд" и "работа". Они очень близки, но работа – это какая-то насильная необходимость: мы вынуждены работать, нас определяют на работу. А труд воспринимался как некий путь исправления падшей души, натуры человека: монашеский труд, физический, интеллектуальный. Труд исправляет человеческую природу. С другой стороны, труд в нашей культуре тесно связан с идеей служения, которая противоположна идее накопления. Но если ты служишь, Господь даёт тебе на пропитание. Вот механизм русского евангельского сознания. Он очень простой, я просто произношу вслух то, что мы все знаем.
Служение – это оказание блага, но не себе, а другому. Психологи как у нас советуют? Полюби себя, сделай что-нибудь для себя любимого. То есть замкни своё сознание, душу – на самого себя, на потребление». /конец цитаты/
Другие материалы на данную тему:
России нужна демонетизация льгот: бесплатные хлеб, коммуналка, образование
Базовый доход выгоден глобалистам при замене людей на роботов
_________
Александр Владимирович Щипков – заместитель Главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, советник председателя Государственной думы РФ, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, декан социально-гуманитарного факультета Российского православного университета, доктор политических наук.