14 декабря, перед началом чтений, участники мероприятия совершили заупокойную литию на могиле Тимофея Васильевича Барсова, которая находится в Феодоровской церкви Александро-Невской лавры. Первое в новейшей истории заупокойное богослужение на могиле заслуженного профессора совершил ректор академии епископ Петергофский Силуан.
Затем в профессорской СПбДА открылось пленарное заседание. С приветственным словом к собравшимся обратился проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин. Отметив, что в работе Барсовского общества изначально сформировались «историческое» и «юридическое» направления и образно сравнив их с двумя «крылами», отец Константин пожелал участникам чтений плодотворной работы.
Далее обзор деятельности Барсовского общества в 2022 году сделал его секретарь Д.В. Волужков. В уходящем году общество провело 10 мероприятий — восемь круглых столов и две конференции. Опубликованы 16 статей по церковному праву, подготовленных членами общества, а также при его содействии. Особо значимыми событиями 2022 года Дмитрий Владимирович назвал новую конференцию «Церковное право и культура: грани взаимодействия», участие 28 ноября членов общества в Юстиниановских чтениях в Московской духовной академии, а также начало разработки направления «Государственно-конфессиональные отношения». Кроме того, уходящий год подарил участникам мероприятий Барсовского общества еще одну площадку для публикаций, входяющую в перечень ВАК — журнал «Труды кафедры богословия».
Затем работа пленарного заседания продолжилась докладами членов Барсовского общества, в которых были подведены итоги его научной работы и обозначены стратегические направления дальнейших исследований:
- протоиерей Александр Задорнов, кандидат богословия, доцент, заведующей кафедрой церковно-практических дисциплин МДА, действительный член Барсовского общества — «Епископ Никодим (Милаш) как интерпретатор канонического корпуса Православной Церкви»;
- Ю.В. Оспенников, кандидат исторических наук, доктор юридических наук, независимый исследователь, действительный член Барсовского общества — «Актуальные проблемы изучения церковного права (промежуточные итоги работы Барсовского общества)»;
- П.И. Гайденко, доктор исторических наук, профессор кафедры исторических наук и архивоведения МГЛУ, председатель редакционного совета журнала «Палеоросия», действительный член Барсовского общества — «Судебные процедуры в церковном суде Древней Руси (XI-XIV вв.)»;
- Ю.В. Ерохина, кандидат юридических наук, доцент Департамента теории права и сравнительного правоведения, заместитель декана факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», действительный член Барсовского общества — «Церковное право и культура: тенденции и перспективы развития и взаимодействия»;
- А.В. Ведяев, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Самарской духовной семинарии, доцент кафедры, действительный член Барсовского общества — «Осуждение Архиерейскими Соборами Русской Православной Церкви уклонившихся в раскол священников».
После перерыва работа Барсовских чтений продолжилась по секциям. С тезисами докладов можно ознакомиться по ссылке.
Ниже приводится перечень докладчиков и темы докладов.
Секция «Организационные и судебные аспекты церковной жизни», модератор Д.В. Волужков:
- Н.С. Семенова, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии, юрисконсульт Учебного комитета Русской Православной Церкви — «Внутренние установления Русской Православной Церкви: понятие, содержание и правоприменение в контексте конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства»;
- Т.А. Долгополова, кандидат юридических наук, доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия (Санкт-Петербург) — «Церковный суд в Англии: история и современность»;
- Н.А. Тарнакин, аспирант Санкт-Петербургской духовной академии, помощник директора Издательства СПбДА — «Преподавание канонического права в Ленинградской духовной академии (краткий обзор)»;
- О.В. Кулёва, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Новосибирской православной духовной семинарии — «Преподавание новой дисциплины "Право и церковное искусство" в духовных школах: вопросы и решения»;
- протодиакон Геннадий Малеев (дистанционное участие), кандидат богословия, преподаватель Минской духовной семинарии, член контрольно-аналитической службы при Церковном суде Белорусского экзархата, заведующий епархиальными богословскими курсами Новогрудской епархии — «Апелляционный суд в Православной Церкви: канонические требования и современная практика»;
- С.В. Хрущев (дистанционное участие), преподаватель кафедры истории государства и права Уральского государственного университета имени В. Ф. Яковлева — «Роль и место доказательств в церковном судопроизводстве».
Секция «Византия и Древняя Русь: канонические особенности», модератор П.И. Гайденко:
- А.А. Лушников, кандидат исторических наук, докторант Пензенского государственного университета, член Общественной палаты Пензенской области «"Поганые" в церковном праве. Каково было правовое положение язычников в Древней Руси XI-XIII вв.?»;
- Е.Д. Подвальнов (дистанционное участие), магистрант Института истории и международных отношений Южного федерального университета — «Участие священников в походах древнерусских дружин: канонические, правовые и иные основания (на примере антиполовецкой кампании 1111 г.)»;
- С.Ю. Тарабрин (дистанционное участие), аспирант кафедры истории России и археологии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского — «К вопросу о каноническо-правовых основаниях открытия новых епархий в Северо-Восточной Руси в 1237-1448 гг.»;
- А.Ю. Митрофанов (дистанционное участие), доктор исторических наук, доктор истории, археологии и искусства Лувенского католического университета, профессор кафедры церковной истории СПбДА, действительный член Барсовского общества — «Брак королевы Матасунты и патриция Германа: религиозный аспект и канонический казус».
Секция «Церковное право и повседневность», модератор Ю.В. Ерохина:
- Е.Ю. Калинина, доктор юридических наук, доцент, доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена — «Грех и преступление: соотношение понятий в средневековом европейском праве»;
- И.А. Шершнева-Цитульская (дистанционное участие), кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры правоведения и практической юриспруденции ИОН РАНХиГС — «Эстетические аспекты в осмыслении сущности церковного права: к постановке проблемы»;
- А.А. Хохлов (дистанционное участие), кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры антропологии и этнографии Казанского (Приволжского) федерального университета — «Насилие и право в пространстве повседневности приходского духовенства пореформенного времени: постановка проблемы»;
- диакон Сергий Кульпинов (дистанционное участие), кандидат богословия, доцент, ведущий научный сотрудник Томской духовной семинарии, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени св. Кирилла и Мефодия — «Проблема второго брака духовенства в обновленческом расколе: канонические аспекты»;
- С.Ф. Веремеев, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и специальных исторических дисциплин Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины (г. Гомель, Беларусь) — «Еще раз о Брестской церковной унии: канонические доводы ее сторонников».
15 декабря работа Барсовских чтений продолжилась в формате круглого стола, который получил наименование «Перечитывая заново…» Это было обусловлено тем, что на обсуждение собравшихся были вынесены вопросы, ранее неоднократно обсуждавшиеся на других мероприятиях Барсовского общества: Какое право — «каноническое» или «церковное»? Тождественны ли эти понятия? Церковное право — самостоятельное право, корпоративное право или что-то другое?
Модератором круглого стола выступил Д.В. Волужков. Вопросы обсуждались без докладов, в форме дискуссии.
В работе круглого стол приняли участие: Ю.В. Оспенников, кандидат исторических наук, доктор юридических наук, независимый исследователь, действительный член Барсовского общества; П.И. Гайденко, доктор исторических наук, профессор кафедры исторических наук и архивоведения МГЛУ, действительный член Барсовского общества; А.В. Ведяев, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Самарской духовной семинарии, действительный член Барсовского общества; А.Ю. Митрофанов, доктор исторических наук, доктор истории, археологии и искусства Лувенского католического университета, профессор кафедры церковной истории СПбДА, действительный член Барсовского общества; О.В. Кулёва, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Новосибирской православной духовной семинарии; А.А. Лушников, кандидат исторических наук, докторант Пензенского государственного университета; И.А. Шершнева-Цитульская, кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры правоведения и практической юриспруденции ИОН РАНХиГС; И.В. Тутаев, преподаватель НИУ ВШЭ СПб, аспирант СПб ИИ РАН; В.В. Лавров, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации.
Ю.В. Оспенников отметил, что в вопросе разграничения канонического и церковного права необходимо учитывать критерий неизменяемости, а также исключить из канонического корпуса устаревшие гражданско-правовые нормы. По мнению П.И. Гайденко, при этом важно учитывать национальные и иные отличия, имеющие место в Поместных Церквах. Более того, даже так называемые квази-канонические нормы (термин, употребленный на круглом столе) могут достаточно легко изменяться либо вовсе отменяться. В.В. Лавров отметил, что церковноправовые нормы могут в ряде условий оказывать существенное влияние на светское право. С этим согласился А.А. Лушников, подчеркнув важность взаимодействия государственного и церковного законодательства.
Также А.А. Лушников внес на обсуждение участников круглого стола еще один вопрос: каким себя в дальнейшем видит Барсовское общество, только ли площадкой для дискуссий либо научным обществом, вырабатывающим прежде всего методологию? П.И. Гайденко и Ю.В. Оспенников согласились с необходимостью разработки собственного методологического и терминологического аппарата.
А.Ю. Митрофанов подчеркнул важность богословского — прежде всего библейского — измерения при изучении церковного права, а также отметил, что критерий неизменности канонов весьма уязвим с точки зрения исторического подхода, тем более что все церковное право формировалось во времени и под воздействием исторических условий. В заключение своего выступления А.Ю. Митрофанов сформулировал ответы на поставленные на круглом столе вопросы: каноническое и церковное право — синонимы, необходимо спокойно относиться к возможности и необходимости ревизии любых канонических норм, церковное право есть право корпоративное.
П.И. Гайденко возразил против отождествления канонического и церковного права, поскольку таковое отождествление нарушает сложившуюся традицию. Также было констатировано, что богословы как правило не проявляют интереса к исследованиям церковного права. Ю.В. Оспенников поддержал важность исторического подхода при исследовании канонического корпуса.
И.А. Шершнева-Цитульская отметила, что историческое разделение канонического и церковного права вполне оправдано, и на сегодняшний день нет необходимости в их жестком разделении. Более важным представляется учет «юридической силы» тех или иных норм. Также выступавшая поддержала необходимость разработки методологического и терминологического аппарата для Барсовского общества и согласилась с тем, что церковное право есть право корпоративное.
А.В. Ведяев согласился с тем, что каноническое и церковное право — синонимы, и церковное право есть право корпоративное, со своими особенностями. Также исследователь отметил важность практических результатов деятельности Барсовского общества.
Ю.В. Оспенников почеркнул значимость изучения сегодняшней канонической практики, а также, говоря о церковном праве как праве корпоративном, учета специфики данной «корпорации».
В заключение Д.В. Волужков подвел итоги круглого стола, отметив, что его участники всесторонне рассмотрели вынесенные на обсуждение вопросы, а также выявили ряд новых тем для дальнейшего обсуждения.
Издательство СПбДА/Патриархия.ru