Протоиерей Андрей Ткачев в начале своей лекции подчеркнул, что ранее вопроса о триединстве народа вообще не стояло, поскольку это был просто единый русский народ. Священник привел в пример Печерский синодик Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, в который вписаны имена со всей необъятной Руси: преподобный Антоний Печерский – из-под Чернигова, детство и юность Феодосия Печерского – прошли под Курском, святая равноапостольная княгиня Ольга – из Великого Новгогорода, преподобный Меркурий Печерский – родом из Смоленска, преподобная Евфросинья – Полоцкая и многие, многие другие.
Во времена Речи Посполитой, говорит отец Андрей, самоиденцификация, которую сегодня мы пытаемся с немалым трудом определить, была максимально очевидной:
«Там, например, где сейчас Украина, люди осознавали себя как русские под властью польского короля. Самоидентификация была очень простая: Я ЧЕЛОВЕК ГРЕЧЕСКОГО ЗАКОНА (так называли православную веру), ГРЕКО-РУССКОЙ ВЕРЫ, И Я РУСИН или РУССКИЙ, ЖИВУЩИЙ ПОД ВЛАСТЬЮ ПОЛЬСКОЙ КОРОНЫ. КОРОЛЯ УВАЖАЮ, НО Я РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК, И ДРУГИМ БЫТЬ НЕ ХОЧУ И НЕ БУДУ».
Отец Андрей утверждает, что первоначально галичане были самыми твердыми православными людьми, но позже «сломались», перейдя в униатство и обретя вместе с этим надлом, обиду на Бога, своих исторических соседей и людей вообще. Эта часть русского мира, по мнению о. Андрея Ткачева, по сей день носит эти черты.
«Почему об этом можно говорить? Потому что именно галицийский синдром в итоге ″оседлал″ всю Украину. Это некий реванш львовской ментальности за свою обиду», – уточняет священник.Именно представители духовенства на протяжении многих веков писали о тоске по единству русских людей, отмечает отец Андрей, приводя слова известного мыслителя – протоиерея Ивана Григорьевича Наумовича (1826 – 1891), грекокатолического священника, родившегося в Австрийской империи в польскоязычной семье, перешедшего в православие, который говорил, что видит Русь единой – она что в Тобольске, что в Киеве, что в Москве, что в Петербурге, что во Львове, и язык русский функционирует по единым правилам, и лексика его упирается в церковно-славянскую речь, и всё наше различие заключается в том, что на протяжении долгого времени разные части русского народа находились в разных политических реалиях, обретая тем самым разные бытовые и психологические черты.
Тема же украинства как конструкт, идеологема появилась именно на галичине в XIX веке. Однако, самих терминов «Украина», «украинство» тогда еще не было.
Необходимость осознания себя как единого народа, которому Бог дал одну веру, у которого есть одна большая судьба, задача и миссия, появилась как раз в XIX веке. Отец Андрей напомнил слова философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853 – 1900), который говорил, что неважно, что думает народ в историческом времени, важно то, что думает о народе Бог в вечности.
Россия очень долго изображала из себя хороших учеников в школе европейства и сейчас вновь стоит на развилке, желая понять, кто она такая, отметил лектор. И вожделенное требуемое единство народа, имевшееся ранее, к сожалению, утрачено. «Теперь мир атомизируется, распадается в пыль, и большой труд заключается в том, чтобы обратно слепить распадающееся человечество», – констатирует о. Андрей. И, в частности, наш нелегко воссоединить наш триединый русский народ.
«К тому же, как вы знаете, на позитивных идеях духовного подвига и созидательного труда лепить что-то очень трудно, люди с большей легкостью объединяются в банды и преступные сообщества», – добавил отец Андрей, подразумевая в том числе происходящее в современной Украине.
Самоидентификация русских сейчас самая главная задача, говорит протоиерей Ткачев. Если это произойдет, то к России притянется все, что к ней тяготеет – галичане, белорусы... «Притянутся все люди, которые просто хотят по-человечески жить, не в условиях современной глобальной реальности, в трансгуманизме, без семей и без современных государств».
«Сейчас уже явственна модель будущего мира, над которым должен воцариться Великий Обманщик, – размышляет о. Андрей. – Этот проект видно, он просматривается: с безнравственным безбожным человечеством во главе с Антихристом. Нас упорно двигают к этой антихристианской морали без всего святого. Но Россия путает карты Антихристу».
Секретариат ВРНС