Организация и реализация проекта осуществляется в г.Сыктывкар при орагнизационно-методической поддержке ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования», проект реализуется в г.Санкт-Петербург, г.Москва, г.Псков.
Авторский коллектив (сотрудники Центра воспитания и дополнительного образования, учителя - победители конкурсных мероприятий ЦВДО ГОУДПО «КРИРО»), члены совета Русский мир.
Научные руководители: М.В. Захарченко, доктор философских наук, профессор кафедры социально-педагогического образования СПбАППО, В.О. Гусакова, кандидат искусствоведения, доцент СПбППО.
Период реализации проекта с 31 октября 2016 года по 30 июня 2017 года.
После апробации проекта он может стать постоянно действующим.
Краткая аннотация проекта:
Предлагаемый проект «Русская нескучная очно-заочная юношеская школа» рассчитан на год для учащихся старших классов и учителей и представляет интеграцию содержаний гуманитарных дисциплин обязательной образовательной программы школы и внеурочной деятельности. Педагог в рамках проекта параллельно учится по программе повышения квалификации. Весь курс состоит из четырех сессий, которые реализуются в течении года. Обучение в каникулярное время, реализуется в очно-заочной и дистанционной форме. В процесс обучения включены учителя и их воспитанники. (один учитель и один, два его воспитанника)
Структура и содержание проекта «Русская нескучная очно-заочная юношеская школа» позволяют развивать практику педагогической деятельности в новой предметной области - «Основы духовно-нравственной культуры народов России»( далее-ОДНКНР). ОДНКНР - стержневой предмет проекта и на его основе выделять приоритетные темы – концепты для разработки содержания учебных модулей, в содержание темы каждого модуля интегрируются содержания из других образовательных областей таких как: история, обществознание, русский язык, литература, русская культура. Для учителей преподается методика воспитательной работы с новыми содержаниями.
В результате у обучающихся сформируются соответствующие установки сознания, смысловых структур, структур деятельности и общения, определенных в категориях «личностных» и «метапредметных результатов». Для педагогов в модуле создаются условия для саморазвития личности педагога, реализующего свою воспитательную функцию в организации педагогического сопровождения в создании условий для духовно-нравственного становления воспитанника.
Для разработки содержания тем модулей за основу были взяты теоретические и практические разработки ученых: В.Н.Тростникова, известного философа и мыслителя, игумена Георгия (Шестуна), доктора педагогических наук, действительного члена РАЕН, М.В.Захарченко, доктора философских наук, профессора кафедры социально-педагогического образования СПбАППО, В.О.Гусаковой, кандидата искусствовоедения, доцента СПбППО.
Организация обучения в проекте:
Модуль
"Особенности российской цивилизации», «Образование как введение в Цивилизационную традицию"
Форма обучения: очно-заочная, дистанционная.
Обучающиеся: Ученики и учителя гуманитарных дисциплин, выполняющих функцию классного руководителя, воспитателя.
Временные рамки: Проект реализуется в дни школьных каникул. С ноября 2016 года и заканчивается в июнь 2017 года. Модуль 2 дня –очно (12 ч.), и 2 дня- дистанционно (12 ч.). В период очной формы реализуется основное концептуальное содержания модуля путем погружения в тему, в заочной форме по предложенным темам модуля обучающиеся изучают темы модуля самостоятельно, обязательно присутствует практическая часть: дается задание практическое мероприятие по теме модуля. Для учителей разработать и провести мероприятие для коллег по содержанию концепта сессии. Для учеников – реализовать социокультурный проект для сверстников. Предусмотрена сдача отчета по реализованным мероприятиям и выполнение контрольной работы по предметам модуля, сочинение-эссе по теме модуля.
Результаты оформляются в документы:
Учителя получают свидетельство об окончании курсов повышения квалификации, а воспитанники получают сертификат слушателей «Русской нескучной очно-заочной юношеской школы».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Русская нескучная очно-заочная школа»
Для учащихся:
№ модуля |
Наименование разделов, модулей |
Всего часов |
Очная форма обучения |
Заочная форма обучения |
Форма контроля |
|
Лекции |
Практич. занятия |
Занятия с применением ДОТ |
||||
|
||||||
1.1. |
Восточно-христианская цивилизация
|
6 |
2 |
2 |
2 |
контрольная, сочинение-эссе |
1.2 |
Образование и культура России |
12 |
4 |
6 |
2 |
контрольная, сочинение-эссе |
1.3 |
История |
12 |
4 |
6 |
2 |
контрольная работа |
1.4. |
Обществознание |
12 |
4 |
6 |
2 |
контрольная работа |
1.5. |
Русский язык |
12 |
4 |
6 |
2 |
контрольная работа |
1.6. |
Литература |
12 |
4 |
6 |
2 |
контрольная работа |
1.4 |
Православная культура в лицах и событиях |
6 |
2 |
2 |
2 |
контрольная, сочинение-эссе |
|
Итого: |
72 |
24 |
34 |
14 |
Зачет |
Система сессий для учащихся:
В основе каждого сессии: доминанты – концепты- это приоритетные концептуальные темы.
Первая сессия: «Восточно-христианская цивилизация», ноябрь 2016 год
Вторая сессия: «Святость- православный идеал человека», январь 2017 год
Третья сессия: «Российская святость и российская государственность», март 2017 г.
Четвертая сессия: «Православная культура и литература». Июнь 2017 год.
В каждой сессии реализуются содержания предметных областей, которые интегрируются с концептом. Стержневым, основным предметом является «ОДНКНР» (Основы духовно-нравственной культуры народов России).
Первая сессия: "Восточно-христианская цивилизация" предметная область «ОДНКНР» (Основы духовно-нравственной культуры народов России), История, обществознание, русский язык, литература, история.
Содержание первой сессии:
Предметная область «ОДНКНР»- Концепт: "Восточно-христианская цивилизация".
Понятие о «цивилизации – типе» как особой «единице» исторического анализа, как специфического предмета исторического мышления.
История: Формирование составных частей «Восточно-христианской цивилизации»;
Рождение Православной Цивилизации. Основной Догмат Православия.
Обществознание: тема «Свобода как условие и результат нравственного самоопределения человека».
Русский язык: Сакральное значение русского языка.
Литература: «Слово о Законе и Благодати» святитель Иларион.
Педагогика: Культурно-образовательное пространство и формирование воспитательного идеала. ( для педагогов)
Расписание занятий по программе:
31 октября 2016 года ( Обучаются вместе учителя и учащиеся 9-10 классов)
13.30- Введение в программу проекта «Русская нескучная очно-заочная юношеская школа», руководитель проекта Ичеткина Т.А., методист ЦВДО
Далее занятия ведутся как мастер-класс, для учителей и учащихся учителями предметниками.
14.10 – 14.55– Основы духовно-нравственной культуры народов России.
"Восточно-христианская цивилизация".
Понятие о «цивилизации – типе» как особой «единице» исторического анализа, как специфического предмета исторического мышления. Преподаватель истории Юрова С.В.
15.05- 15.50 - Формирование составных частей «Восточно-христианской цивилизации». Преподаватель истории -Юрова С.В.
16.00 -16.45 - «Свобода как условие и результат нравственного самоопределения человека». Преподаватель обществознания – Петухова Н.В.
16.55-18.20 - «Слово о Законе и Благодати» святитель Иларион. Преподаватель литературы- Истомина Т.Б.
18.40 – 19.05. «Сакральное значение русского языка». Преподаватель русского языка – Мищенко Н.М.
1 ноября 2016 года - ( Обучаются учителя и учащиеся 9 класса по отдельной программе)
Для учителей:
09.00 – 12.00 – образовательный семинар для учителей «Образование как введение в цивилизационную культуру», преподаватель М.В.Захарченко.
12.00 – 13.00 – обед
13.00- 13.45 - мастер –класс для учащихся с участием педагогов «Лествица жизненного пути», преподаватель В.О.Гусакова.
13.55 – 14.40 - образовательный семинар для учителей «Лествица жизненного пути», преподаватель В.О.Гусакова
Для учащихся:
9.00- 10.00 – экскурсия в Свято-Стефановский кафедральный собор ( Протоиерей .Иоанн Баранов)
10.10- 11.50 – Рождение Православной Цивилизации. Основной Догмат Православия (Протоиерей Иоанн Баранов).
12.00- 13.00 - перерыв на обед
14.00- 14.45 - мастер –класс для учащихся с участием педагогов «Лествица жизненного пути», преподаватель В.О.Гусакова.
15.00-17.00-- кинолекторий ( просмотр кинофильма «Баллада о солдате» с последующим обсуждением). преподаватель М.В.Захарченко.
17.00-18. 00– Подведение итогов сессии. Получение домашнего задания.
Программа последующих сессий в стадии разработки.
Руководитель проекта, Т.А.Ичеткина, методист ЦВДО ГОУДПО «КРИРО»
Контакты: моб.89129652658, эл. адрес: ihtoma@gmail.com
Литература:
- «Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников»: учебно-методическое пособие / под общ. редакцией М.В. Захарченко.-СПб.:СПбАППО,2011.-138 с.
- Игумен Георгий (Шестун), Захарченко М.В.Введение в традицию как цель образования. // Знаменские чтения 2000-2004: Сборник материалов/ Под ред. М.В. Захарченко. – СПб.: СПбАППО, 2006. – 360 с. С. 41- 51
- Захарченко М.В. Христианство: духовная традиция в истории и культуре. СПб.: СПбГУПМ, 2001. – 356 с.
- Захарченко М.В. Традиция в истории: опыт типологической интерпретации./ Монография. - СПб.: СПбГУПМ, 2002, - 228 стр.
- Шестун Евгений, протоиерей. Педагогика русской цивилизации. Доклад на пленарном заседании Приморских образовательных чтений / Шестун Евгений, протоиерей // Приморские образовательные чтения, посвященные памяти святых Кирилла и Мефодия: Сборник тезисов и докладов. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. – С. 13–20.
- Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций/ Самюэль Хантингтон; пер. с англ. Т. Велимеева. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. – 571 , [5] с. – (Philosophy)
- Тростников В.Н. Православная цивилизация // Издательский дом Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». М.,2004. – 272 с.
- Колесов В.В. Философия русского слова. – СПб.: ЮНА, 2002 – 448 с.
- Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. – СПб.: Филологический факультет СПб государственного университета, 2000. – 236 с. (серия «Филология и культура»)
- Георгий (Шестун), игумен. Православная традиция духовно-нравственного становления человека / Георгий (Шестун), игумен // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. – Москва, 2007. – Выпуск 1. – С. 7–26.