Эта древняя икона находится в Третьяковской галерее. Митрополит Амвросий организовал сбор средств, необходимых для материальных затрат по технологическому изготовлению иконы. С руководством иконописного факультета заключен договор о передаче списка иконы по завершении работы в восстановленный Спасо-Преображенский собор города Твери.
В иконе «Успение» XV века мы видим законченно-оформленный тверской стиль. Образ был обнаружен на чердаке соборной колокольни в Минске. То, что икона была отнесена к тверской школе иконописи в то время, когда тверские иконы были мало известны, –– заслуга искусствоведа Надежды Мневой.
Согласно церковному преданию, Богоматерь, узнав от архангела Гавриила о скорой смерти, вознесла молитву, чтобы Ей было дано попрощаться с апостолами — учениками Христа. В верхней части иконы ангелы на изысканных, напоминающих птиц облаках переносят рассеявшихся к тому времени по всему миру апостолов к ложу Богоматери. Христос, вокруг Которого сияет облако (мандорла) — символ Его Божественной природы, принимает Ее безгрешную душу (символически изображается в виде младенца), и Богоматерь через Его посредство обретает Царство Небесное.
Икона «Голубое Успение» — наиболее показательный пример слияния местных и московских традиций. Среди многочисленных соименных икон XV столетия она обладает едва ли не самой совершенной композицией. Обычный вариант иконографии приобрел здесь классическую завершенность, особенно наглядную при сопоставлении с «Успением» из Кириллова монастыря. Автор отказался от изображения наказания Афония и сосредоточил внимание на центральной сцене, выявив ее философско-драматический аспект и акцентировав мотив печального предстояния. Четкое распределение планов и масс, точная расстановка вертикалей-ориентиров создает пространственность и отчетливость чтения действия. Элементы композиции составляют единое гармоническое целое, где каждый жест, едва заметное движение включены в общий ритм, оправданны логически и художественно. Подобная соподчиненность деталей и ритмическая гармония имеется лишь в московской живописи последних лет XIV — первых десятилетий XV века.
С московским же воздействием можно связать мягкость форм и тип лиц, напоминающий праздничные иконы Благовещенского, Васильевского и Троицкого иконостасов, т.е. работы с прямым участием Рублёва. Непосредственно в этом круге родились колористические принципы, которым следует автор «Голубого Успения». В свое время они точно были охарактеризованы Грабарем как поиск «гармонизации цветов, приведение их в единый гармонический аккорд», стремление «к максимуму цветовой согласованности и слаженности». Обилие оттенков голубого, играющего ведущую роль, подчиняется здесь общим задачам, сочетаясь с многообразными оттенками охр, зеленых, коричневых и слегка разбеленной киновари.
Качество московской живописи сосуществует в иконе с большей определенностью рисунка, легкой разбеленностью, скрадывающей жидкость красочного слоя, с едва заметной, но еще сохраняющей тверскую природу штриховой моделировкой — пробелкой.