Один из главных соблазнов для современных детей – социальные сети. Доступ в интернет нынешнее подрастающее поколение нередко получает ещё в дошкольном возрасте. Так возникает тяга к виртуальной жизни вместо реальной, а главное – разные психологические проблемы и психические отклонения у детей.
– Уголовная ответственность наступает с 16 лет. Думаю, это тот возраст, с которого можно разрешать и регистрацию в социальных сетях, – считает общественный деятель Евгений Малёнкин. – На законодательном уровне должен быть закреплён определённый возрастной порог доступа в социальные сети.
По мнению Евгения Малёнкина, если дети хотят иметь свои аккаунты в социальных сетях раньше, то оптимальный вариант – создание детского интернета. Настоятель прихода во имя Иннокентия Московского, участник общественного движения «Форум «Семья-2021» отец Илия Александров поддерживает эту точку зрения. Сам он – отец семерых детей, четверо из которых – школьники, поэтому функция родительского контроля в интернете очень выручает. Однако чрезмерное наблюдение за детьми и их запугивание, по его мнению, тоже плохо.
– Человек просто должен понимать свою ответственность за то, что он делает. Общество, построенное на страхе, не совсем правильное, – отмечает отец Илия. – Страх наказания и лишения награды – не тот страх, который сплачивает общество. Нужно чувство товарищества в школе, понимание того, что в обществе нет лишних людей.
Ещё одна большая проблема современности – компьютерные игры. Играть в интернете можно часами, что делают даже взрослые, поэтому что уж говорить о детях, которым яркая виртуальная реальность особенно интересна. Особенно если она полна крови, насилия и жестокости.
– Меня удивляет, насколько спокойно в нашем государстве реагируют на то, что дети бесконтрольно сидят у компьютеров, играя в игры, которые демонстрируют сцены насилия, лёгких убийств и восстановления жизни, – говорит руководитель центра гражданско-патриотического воспитания «Каравелла», член Общественной палаты Свердловской области Лариса Крапивина. – В результате виртуальные кровавые бойни в определённый период взросления начинают давать установку ребёнку, психика которого ещё не окрепла, что если он герой в вымышленном игровом пространстве, то почему бы ему не взять ружьишко и не пойти пострелять реально. Случай с 19-летним казанским стрелком только вскрыл нарыв, когда уже всё прорвало. До этого был случай в Керчи. Это просто большое проблемное поле.
Участники круглого стола уверены – необходимо ужесточить контроль за компьютерными играми на законодательном уровне. В первую очередь – усилить надзор за тем, насколько соответствует содержание игр установленному возрастному ограничению.
Кроме того, эксперты предлагают утвердить запрет на использование гаджетов в школе.
– В России необходимо разработать и принять закон о чистых и свободных от смартфонов и интернета школ. Утвердить чистые зоны от курения – нормально, почему нельзя сделать нечто подобное и в отношении школ, в которым не должно быть места гаджетам и интернету? – считает педагог, руководитель совета Братства православных следопытов России Всеволод Кривцов.
Самым лучшим средством отвлечения детей от гаджетов участники круглого стола называют организованный полезный досуг. Занятия в музыкальной или художественной школе, посещение спортивной секции – что-то из этого всегда будет полезно для развития ребёнка. Однако проблемы есть и в сфере дополнительного образования.
– Нужно вывести допобразование в отдельный сегмент, с достойными зарплатами, чтобы это работало не на общественных началах, – убеждён Всеволод Кривцов. – И это должна быть забота министерства образования: сейчас всё допобразование частное или живёт на грантах и субсидиях. Железных гарантий нет, и люди не хотят идти на работу в такую неустойчивую среду. В советское время человек, который просто играл с детьми в хоккей во дворе, получал по 30 рублей в месяц – огромные деньги по тем временам. Сейчас государство не идёт навстречу.
Однако, по мнению кандидата педагогических наук, доцента Уральского государственного педагогического университета Елены Бородиной, проблема заключается не в том, что родителям нечем платить за кружки, а в том, что дети просто не хотят никуда записываться и ходить.
– Я периодически спрашиваю у родителей в чате, готовы ли они взаимодействовать со школой в вопросах воспитания своих детей, и понимаю, что родители сегодня не доверяют никому: ни классному руководителю, ни завучам, ни методистам, ни директорам, ни педагогам в кружках, – утверждает Елена Бородина. – Большинство родителей отвечают, что не надо влиять на их ребёнка, они сами будут его направлять. Но на деле оказывается, что мам и пап, которые действительно влияют на мировоззрение ребёнка и его ценностные и нравственные установки, минимум.
Председатель правления свердловской организации «Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб России», сопредседатель общественного объединения «Форум «Семья – XXI» Евгений Миронов считает, что запрещать соцсети не нужно, но необходима профилактика.
– Нужно говорить в школах, как вести себя в соцсетях. Нужно быть внимательнее к окружающим, – отмечает Евгений Миронов. – Почему молодой человек заранее пишет в соцсетях, что собирается идти убивать, и это никем не мониторится и не пресекается? Почему он идёт с ружьём по улице, и никто не обращает на это внимания, не пытается его остановить? Расстрел в школе Казани — далеко не первый такой случай. Поэтому нужно обучать детей, как вести себя в подобном случае и в других чрезвычайных ситуациях.