10 апреля 2024 года, в среду 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной, в день памяти преподобного Илариона Нового, Пеликитского, игумена, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил Литургию Преждеосвященных Даров в соборе святого Великомученика и Победоносца Георгия в городе Ярцево.
Архипастырю сослужили секретарь Архиерейского совета Смоленской митрополии, благочинный Ярцевского благочиннического округа, настоятель собора Святого Великомученика и Победоносца Георгия г. Ярцево протоиерей Василий Мовчанюк и духовенство Ярцевского благочиния.
За богослужением молился митрополит Виктор (Олейник).
Песнопения богослужения исполнил Архиерейский хор под управлением Елены Фроловой.
После Литургии Преждеосвященных Даров протоиерей Василий Мовчанюк сердечно поблагодарил Высокопреосвященнейшего Владыку Исидора за радость совместной молитвы.
Митрополит Исидор обратился к присутствующим с архипастырским словом.
По окончании богослужения состоялась традиционная беседа Владыки Исидора с прихожанами, в которой принял участие и митрополит Виктор (Олейник).
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в среду 4-й седмицы Великого поста в Соборе Святого Великомученика и Победоносца Георгия г. Ярцево
10 апреля 2024 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Примите поздравления с Крестопоклонной седмицей. Сегодня мы слышали за Литургией святителя Григория Двоеслова слова, которыми Церковь призывает тех, кто готовится ко Святому Крещению, а Святое Крещение называется Просвещением, приготовиться должным образом и вовремя выйти из храма, как это предписывалось Уставом Древней Церкви. А для верных чад Церкви, которые уже крещены во Господе, тех, кто пребывает во храме на протяжении всей Божественной литургии и испытывает свою совесть, подходя к Таинству исповеди, а потом дерзает приступать к Таинству Причащения, эти слова означают то, что наступила середина Великого поста.
Конечно же, для каждого из нас это очень хороший повод оценить, что же нами достигнуто к середине этого тяжкого поприща, название которого Великий пост. Приобрели ли мы за это короткое время то, о чем желали и о чем думали и, может быть, говорили вслух священнику, готовясь к предстоящему Великому посту? Или, может быть, наоборот. Эти пройдённые недели Великого поста для нас не стали, к сожалению, спасительными. Мы не чувствуем духовного подъёма, как принято говорить, духовного удовлетворения, а чувствуем расслабленность, чувствуем уныние, скорби и то внутреннее смятение, которое дезориентирует нас, которые не даёт нам все силы своей души, своё сердце направить в сторону Господа, навстречу Его Страстным дням.
Преподобный авва Дорофей наставляет нас в своих Душеполезных поучениях, к тому, что Великий пост – это многотрудное поприще, и оно требует от нас большого самоотвержения. Оно требует отречения от ветхого человека, как об этом говорит святой апостол Павел в своих Посланиях, ради того, чтобы нам облечься в человека нового(см. Еф. 4, 22). В того человека, в которого нас облекает Сам Господь наш Иисус Христос Своей Божественной благодатью.
Но для того, чтобы нам облечься в нового человека, нам необходимо снять старую греховную одежду, одежду своих злых привычек, одежду своих навыков и тех устремлений, которые мешают нашему спасению. Это нелёгкий путь, но дорогу осилит идущий.
Преподобный авва Дорофей предупреждает нас в своём творении «Душеполезные поучения и послания» о том, что мы можем совершать добродетели трех уровней.
Первый, более простой уровень – когда мы совершаем добродетели ради того, чтобы избегнуть осуждения Бога из-за страха Божия. «Начало Премудрости – страх Господень» (см. Притч. 1,7). Это первоначальная, необходимая стадия.
Второй уровень, более совершенный, – когда мы совершаем добродетели, чтобы быть Богом похваленными, благодаренными Им, ради того, чтобы Господь отметил наш этот второй духовный уровень.
И третий, самый совершенный духовный уровень – когда мы совершаем добродетели ради самой добродетели, когда смыслом всего нашего доброделания является Сам Господь (см. преп. Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. Поучение 4 «О страхе Божием»).
Поэтому наша с вами задача состоит в том, чтобы достигать большего совершенства в нашем духовном делании, чтобы сначала, вступив на путь боязни совершить грех, затем взойти на более высокую ступень, для того, чтобы добродетели стали нашим украшением и затем, впоследствии, мы бы, проявляя нашу деятельную любовь к нашему Христу и Спасителю Богу нашему, совершали эти добродетели ради самого Христа. И в этой всесовершенной любви Божией боялись бы оскорбить даже частью своей мысли, даже мгновением мысли боялись бы оскорбить Господа нашего. Чтобы мы, даже думая о тех добродетелях, которые нами совершаются естественным образом, а для человека, естественно совершать добродетели и противоестественно совершать те или иные грехи, чтобы для нас эти добродетели, которые служат нам украшением, являлись нашим даром Самому Христу и все бы в нашей жизни было бы связано со Славой Божией.
Поэтому, дорогие братья и сестры, поверяя наши мысли, чувства и поступки с теми наставлениями, которые предлагает нам преподобный авва Дорофей, теперь задумаемся, каждый из нас, духовенство, миряне, насколько мы в середине Великого поста, соответствуем этим духовным задачам, которые стоят перед нами. Достигли ли мы чего? Где мы находимся? Что нам об этом говорит наша совесть?
Это очень важная тема. И когда вы будете формулировать ваши вопросы, то прежде чем задать этот вопрос, спросите себя, а этот вопрос связан с каким моим желанием? Чем он внутренне продиктован? Чего я жду от Бога? Что я желаю, чтобы было в моей духовной жизни и на моём жизненном пути в целом?
Для нас важно очень следовать этому пути. И сегодня мы от Премудрого Соломона в Притчах, читаемых во время Литургии, слышали слова, которые обращают наше с вами внимание на то, что Господь призывает нас к тому, чтобы мы следовали правде Божией. Вся наша жизнь должна быть устремлена к тому, чтобы следовать правде Божией. В этом смысл нашей духовной жизни, дорогие братья и сестры.