Тезис 1. Истинные ценности — духовная основа развития страны.
Важно понимать, что в документе речь идет сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Перечень этих ценностей формирует портрет гражданина великой страны, для которого нравственной основой являются: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Тезис 2. Стратегическая роль духовно-нравственных ценностей в идентичности России.
В нынешней напряженной и нестабильной геополитической обстановке сохранение традиционных ценностей является стратегическим ресурсом Российской Федерации. Этот ресурс не только консолидирует российское общество, но и укрепляет позиции России, как на внутреннем, так и на внешнеполитическом контуре.
Российская Федерация рассматривает традиционные ценности в качестве основы российского общества, позволяющей сохранять и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство Российской Федерации как многонациональной и многоконфессиональной страны. Главный смысл проекта Указа заключается в том, что российское государство впервые за последние 100 лет говорит о том, что берет традиционные духовно-нравственные ценности народа под свою защиту.
Тезис 3. Вера в Бога — как основа формирования постлиберальной гуманитарной парадигмы Русской цивилизации.
Злу можно противостоять только добром. И сегодня в день 350-летия великого правителя-реформатора Петра Первого, хотелось бы вспомнить его слова о том, что благочестие - важнейшее нравственное качество воина, заключающееся в христианском и честном житии «по доброй христианской совести без обману, лукавства, как доброму, честному и верному человеку надлежит». Количество одержанных этим деятелем военных и государственных побед говорит о том, насколько справедливы эти слова.
Гуманитарная парадигма в науке, культуре, образовании, а также в информационной политике должна строиться на традиционном для Русской цивилизации понимании, прежде всего, духовной природы человека. Человек есть, прежде всего, душа. А значит, его бытие связано с источником жизни (Богом) и с другими людьми. В этих двух осях и формируется полноценная человеческая личность.
Именно духовное понимание человека, его восприятие «как образа и подобия Божия» должны быть заложены в основу обобщающей гуманитарной парадигмы - «картины мира» Русской цивилизации, - включающей в себя философию, историю, социологию, антропологию, психологию, этнологию, культурологию, политологию, международные отношения, геополитику, правоведение, а также экономику, поскольку экономика - на старо-русском домостроительство, домострой - должна исходить именно из человека во всей его полноте, а не из абстрактных чисто количественных закономерностей и критериев.
Сегодня у российских военных и силовиков, находящихся сегодня на переднем крае борьбы за суверенитет и безопасность нашей страны, не хватает чёткого понимания духовной и исторической миссии России, а также её народа. Данное положение вещей является нетерпимым и обязательно должно быть устранено.
Тезис 4. Недопустимость манипулирования понятием цензура.
Хотелось бы уйти от передергиваний в определении слова цензура. Если кто-то утверждает, что в мире есть место, где цензура отсутствует – это ложь. Цензура есть всегда, поскольку всегда есть границы допустимых высказываний. В любом обществе есть слова и понятия, которые не допускаются в публичное пространство, поскольку они вредят нравственному здоровью народа. Помните ленинское: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя?
Борьба за цензуру или против цензуры – это всегда борьба за информацию. Это очень серьезная борьба, потому что в конечном счете это – борьба за то, кому быть арбитром. Подлинная цензура – это право определять, что есть добро и что есть зло. Проект указа отдает это право большинству, отдает это право народу. А что бывает, когда побеждает меньшинство мы видим на примере западных т.н. демократий, когда они уже не знают какого они пола, а родители не имеют право решать, как им воспитывать собственного ребенка. Представляете, кто вырастет из этих детей? Кто будет дальше формировать общество, и какое будущее его ждет?
Тем более недопустима подмена понятий, когда необходимость защиты основных ценностей подменяют страшилками о тотальных запретах на культуру, искусство, и другие атрибуты национальной идентичности.
«Хочу уточнить, что цензура, это не когда «запрещают» что-то, а когда не дают государственных денег на то, что разрушает национальное самосознание и традиционные ценности – это всего-навсего вынужденная самозащита.» (Михалков)
А стимулирующие меры, направленные на поддержание традиционых ценностях, имеют огромную роль при реализации задач, заложенных в указе.
Тезис 5. Необходимость честно и трезво оценивать обстановку, в которой мы сегодня ведем эту дискуссию. Выводы.
«Не в силе Бог, а в правде». Так говорил Святой Благоверный князь Александр Невский. Поэтому сегодня надо честно оценить сложившуюся в мире ситуацию и понять, что для того, чтобы у нашей многонациональной и этноконфессиональной страны, у наших детей и их детей было достойное будущее, нам сегодня, сейчас, нужно защитить свои традиционные российских духовно-нравственные ценности, как основу росйской государственной идентичности. Это так же как защищать свою страну, свою землю, свою веру. Это понятия одного порядка.
Учитывая вышеизложенное, нам необходимо обратиться к Верховному Главнокомандующему и Президенту России В.В. Путину с просьбой возобновить обсуждение проекта Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и в кратчайшие сроки подписать его.
А.Е. Горбань