ЭЦ ВРНС внимательно следит за усилиями по урегулированию конфликта в Сирийской Арабской республике, в частности — по созданию курдской автономии, которая позволит как сохранить целостность Сирии, так и удовлетворить потребность курдской общины в национальном самовыражении.
Мы с пониманием относимся к проблеме курдского народа — одного из крупнейших разделённых народов планеты, чьё национальное бытиё в ряде регионов игнорируется и ставится под угрозу культуроцида. Не разделяя экстремистских методов, которые используют радикальные силы в борьбе за самоопределение курдов, мы подчёркиваем, что главной причиной таких противоправных действий является не злая воля радикалов, а систематическое нежелание признавать элементарные права курдского народа на сохранение своего языка, культуры, самосознания и на местное самоуправление.
Выражаем надежду, что происходящий сегодня в Сирии диалог между правительством и курдской общиной позволит найти решение этой застаревшей проблемы и послужит примером для других государств, где проживают курды.
Сопереживая курдской драме, мы одновременно обращаем внимание всех наций и правительств мира, что крупнейшим разделённым народом планеты сегодня является русский народ.
Об этом особенно актуально напомнить сейчас, сразу после 25-й годовщины референдума о единстве СССР и второй годовщины референдума о судьбе Крыма.
17 марта 1991 года большинство граждан Советского Союза высказалось за сохранение единого государства. Распад СССР произошёл вопреки воле его жителей, с грубым нарушением действовавшего на тот момент законодательства. В результате этих аморальных и незаконных действий произошло разделение не только русского народа. От распада единого государственно-правового пространства пострадали армянский, осетинский, лезгинский, таджикский, узбекский, азербайджанский и ряд других народов, чьи ареалы исторического расселения не совпадают с границами вновь образованных государств.
Но самые серьёзные масштабы приобрела проблема разделения для русских. За границей России оказалось 25 миллионов наших соотечественников. Значительная часть из них оказалась мишенью этнократических режимов, проводящих откровенную русофобскую политику. Более восьми миллионов русских были вынуждены покинуть свои дома и переселиться в Российскую Федерацию. В ряде случаев пришлось покидать те территории, где русские проживали на протяжении веков, и даже те территории, освоение которых русские общины начали раньше, чем общины титульных наций.
Так, например, русское население Украины только между переписями 1989 и 2001 годов сократилось на 3 миллиона человек, в частности потому, что многим русским в условиях этнократической политики пришлось сменить или скрывать свою национальную идентичность. В Латвии и Эстонии около миллиона русских были лишены гражданских прав.
Действия по ущемлению русских не имеют никакого, даже призрачного оправдания со ссылкой на предшествующую историю, поскольку в Советском Союзе, где русские составляли национальное большинство, все народы были равны в правах, все национальные меньшинства пользовались различными формами самоуправления, применяли родной язык в образовании и официальном делопроизводстве, развивали национальную культуру.
Примером продолжения такой справедливой национальной политики служит Российская Федерация. Хотя русские в РФ составляют свыше 80 % населения, и по мировым стандартам Россия может считаться мононациональным государством, но в её состав сегодня входит 26 национальных автономий, а региональный статус имеет около пятидесяти национальных языков.
Закономерно, что после распада СССР многие национальные меньшинства, столкнувшиеся с этнократическими режимами, стали искать поддержки в России, известной своей национальной терпимостью. Речь идёт, прежде всего, о жителях Гагаузии, Абхазии, Южной Осетии, многонационального Приднестровья.
Так же вполне закономерно то, что русские, столкнувшись с проявлениями этнократии, грубо игнорирующей их национальные интересы, провели референдум о воссоединении с Россией в Крыму, с оружием в руках стали защищать свои права на Донбассе. Первопричину этих событий надо искать не в «спецоперациях Кремля», а в нелегитимном разрушении Советского Союза и в политике возникших на его руинах режимов, не желающих учитывать интересы разделённых наций и национальных меньшинств.
Экспертный центр ВРНС считает, что возможно компромиссное решение проблемы разделённого русского народа, позволяющее избежать дальнейших конфликтов и учесть как интересы вновь образованных государств, так и проживающих там русских общин.
Для этого необходимо:
1) Всем русским, проживающим в государствах, возникших на территории бывшего СССР, предоставить политические права в полном объёме и без всяких предварительных условий.
2) На всех территориях государств постсоветского пространства, где русские составляют большинство, предоставить возможность создания русских национальных автономий.
3) На всех территориях государств постсоветского пространства, где русский язык является родным для большинства или значимого меньшинства, предоставить ему статус регионального и ввести в официальный оборот наряду с государственным языком.
4) Исключить всякую дискриминацию русского языка в культурной жизни, выделять государственные средства на развитие русской культуры пропорционально доле говорящих по-русски.
5) Исключить всякие препятствия для дошкольного воспитания и образования на русском языке. Финансировать русскоязычные образовательные учреждения пропорционально доле желающих такое образование получать.
6) Не препятствовать воссоединению семей и свободному въезду (как временному, так и постоянному) родственников.
ЭЦ ВРНС считает такие меры справедливыми и обоснованными — как минимум потому, что на таких же принципах строилась национальная политика в СССР и строится в современной России. Полагаем, что наши предложения, сформулированные в отношении русских общин, должны в равной мере прилагаться и к другим национальным меньшинствам.
Кроме того, ЭЦ ВРНС констатирует, что в самой Российской Федерации пока не приняты должные меры для разрешения проблемы разделённого русского народа. Обращаемся к Правительству и Федеральному Собранию РФ с настоятельной просьбой ввести порядок беспрепятственного и незамедлительного получения гражданства России любым русским, равно как представителем любой национальности, чья историческая родина находится на территории Российской Федерации.
Это даст представителям всех наших народов, разделённых из-за распада Советского Союза, возможность свободного выбора: оставаться там, где он живёт, родился и вырос, или вернуться туда, где когда-то жили его предки.
Мы призываем все общественные и политические силы планеты максимально ответственно подойти к проблеме разделённых народов,- как на территории бывшего СССР, так и вне его,- чтобы найти её справедливое и легитимное решение во имя мира и взаимопонимания на планете.