Экспертный центр ВРНС выражает тревогу в связи с развёрнутой в Петербурге пропагандистской кампанией, направленной против передачи Собора святого Исаакия Далматского в долгосрочное пользование Русской Православной Церкви.
Неоспоримо, что здания, изначально предназначенные для богослужений и молитвы, должны находиться в ведении соответствующих религиозных общин. После прекращения эпохи религиозных гонений в нашей стране верующим были переданы тысячи православных церквей, сотни мечетей, десятки костёлов и синагог. В их числе — такие значимые объекты культурно-исторического значения, как Казанский Собор в Санкт-Петербурге, мечеть Нурулла в Казани и Белая мечеть в Астрахани. Никто никогда не оспаривал целесообразность передачи этих храмов в пользование религиозным общинам, так же как ни у кого не вызывает сомнения их последующая сохранность в качестве архитектурных памятников.
Развёрнутая волна протестов против передачи Исаакиевского Собора Русской Православной церкви не имеет никаких объективных оснований. Новый режим пользования сделает Собор ещё более доступным для горожан и гостей Петербурга, открывая бесплатный вход для всех желающих. При этом в полном объёме сохранятся возможности экскурсионного обслуживания, доходов от которого будет достаточно для финансирования реставрационных работ. Все технические проблемы, возникающие при передаче, — трудоустройство работников музея, размещение музейных фондов — вполне разрешимы в порядке доброжелательного и конструктивного диалога.
Очевидно, что протестная кампания носит ярко выраженный идеологический характер. Неадекватность аргументов и резкость антирелигиозных высказываний ряда её участников свидетельствуют, что главным двигателем развёрнутой кампании служит христианофобия, неприязнь к Православной церкви и её прихожанам. ВРНС считает дальнейшую эскалацию конфликта недопустимым и постыдным рецидивом эпохи антирелигиозных репрессий минувшего века.
Мы призываем отказаться от дальнейших обвинений и протестных акций, решая судьбу Собора святого Исаакия Далматского в порядке доброжелательного диалога, по закону и совести, учитывая опыт передачи других религиозно-культурных памятников, уделяя пристальное внимание всем возникающим в процессе передачи техническим и социальным проблемам.