В школьных учебниках по обществознанию рассматриваются категории власти и права, уделяется много места экономическим и политическим отношениям, но ничего не говорится о таком фундаментальном институте общества, как армия. Кстати, так же как о Церкви. Но если отношение авторов к Церкви можно объяснить инерцией секуляристских и атеистических стереотипов, то игнорирование армейской проблематики рационально необъяснимо. Данный пробел необходимо восполнить. Приближающийся 75-летний юбилей Победы создаёт для этого дополнительные морально-нравственные предпосылки.
Отсылка к юбилею — отнюдь не дежурный информационный повод высказаться и не формальный аргумент. Запрос в обществе на всё, связанное с темами Победы, противостояния нацизму, обороноспособности и суверенитету, не уменьшается. Это видно хотя бы по нашему искреннему, добровольному и массовому участию в миссии «Бессмертного полка».
Музыка и слова «Священной войны», исполненные высокого трагизма, сегодня, как и прежде, вызывают у миллионов людей подлинный катарсис. Это произведение является вторым — неформальным, неофициальным — гимном России. И если под звуки официального гимна каждый гражданин обязан встать по закону, то неофициальный порождает в каждом из нас такие чувства, когда мы не встать просто не можем. Это происходит потому, что тема Победы и независимости России — одно из фундаментальных оснований нашей гражданской религии. И разговор об армии как общественном институте предполагает обращение именно к этой, сакральной стороне русского гражданского самосознания.
Современный статус армии как общественного института
В XIX веке, стараниями Клаузевица и других военных теоретиков, возобладали принципы «интегральной войны», означающие, помимо разгрома армий противника, разрушение гражданской инфраструктуры и массовые жертвы среди мирного населения. В ХХ веке англичане и немцы прибавили к ним принципы «расовой войны» — начиная с буров и заканчивая евреями и русскими.
Мы живём в эпоху гибридной войны, поэтому рост расходов на оборонку — один из закономерных процессов нашего времени, и он не должен удивлять.
Единство народа и власти, увы, далеко не всегда возможно, особенно если власть действует вопреки интересам народа. Но народ и армия едины всегда, при любых режимах, при любом строе, поскольку армия служит не власти, а народу, защищает его и родину. Именно поэтому в 1917 году февралисты разваливали армию в первую очередь.
Внешняя агрессия всегда направлена на народ: так, нацистская пропаганда утверждала, что вермахт воюет со «Сталиным и большевизмом», но на деле Германия вела войну с русским народом, которую она называла «расовой войной». С армией народ един, независимо от режимов и в любых исторических обстоятельствах.
Армия — не просто военная машина, это общественный институт. Она является третьим основанием социальной стабильности. Церковь, Школа и Армия (религия, образование, оборона) — это триада национального суверенитета. И потому это основные объекты разрушения при ведении гибридной войны.
Известные строчки из поэмы «Бородино» говорят о командире так: «Слуга царю, отец солдатам». Именно «отец солдатам», поскольку кадровый состав армии должен существовать как большая семья. Как и обычная семья, это «малая Церковь» или её подобие, во всяком случае, к этому идеалу армия должна стремиться. Поэтому воинство, его снаряжение и оружие освящаются Церковью, когда речь идёт о войне за правое дело.
Армия — ни в коем случае не механическое соединение людей, просто связанных контрактом с государством. В первую очередь это союз людей, связанных духовными узами друг с другом, с народом и с Богом.
Армия наряду с Церковью и школой является гарантом исторического выживания, воспроизводства общества и его традиций. Поэтому армия имеет не только «контракт» с государством, но и многоуровневые культурные и духовные связи с обществом.
Армию нельзя подставлять, списывая на неё ошибки стратегического планирования и информационной политики.
Армия нуждается в уважении и поддержке, как моральной, так и материальной: недаром сказано, что народу, который не хочет кормить свою армию, придётся кормить чужую. Военнослужащий должен иметь достаточный уровень жизни и социального обеспечения.