В законопроекте, инициаторами которого является группа депутатов «Единой России» и вице-спикер парламента Сергей Железняк, предполагалось ограничивать употребление нецензурных слов с помощью штрафов.
Штрафы устанавливались в размере: для граждан — от двух до трех тысяч, для должностных лиц — от пяти до 20 тысяч, юридических лиц — от 20 до 200 тысяч рублей. Даже в предельно скромном варианте законопроект об административных взысканиях за публичный мат вызвал тревогу в рядах исполнительной власти.
«Основной причиной, по которой правительство не поддержало законопроект, является несогласованность его частей», — говорится в отзыве руководителя аппарата правительства РФ Владислава Суркова.
В истории отечественного законодательства использование матерных слов всегда подразумевало определенное наказание. В дореволюционной России за мат подвергали публичной порке. За нецензурную брань в общественном месте по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста, а за срамное слово в печати увольняли с работы.
Исчезновение этических барьеров на использование ненормативной лексики в, так называемом, «креативном» классе и в СМИ — веяние последнего десятилетия. Наиболее одиозным адептом этой тенденции, например, является, бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой, заявлявший в эфире телеканала «Культура», что «без мата нет русского языка».
Лингвисты связывают происхождение матерных слов с языческими культами, например, с культом плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. В христианском восприятии сквернословие является языком общения с бесами. Примечательно, что В. И. Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», не включил ругательства в число 80 тысяч слов. Это была не дань сложившейся этике, а искреннее убеждение, что матерные слова выражают упадок и разложение духа.
За сквернословие в СМИ штрафовать не будут?
За сквернословие в СМИ штрафовать не будут?