Согласно выводам Российского союза инженеров, наша страна стремительно теряет жильё и уровень обеспеченности жильём своих граждан — прирост ветхого и аварийного жилищного фонда в РФ с 1990 года составил 309,0%, в то время как прирост новых жилых площадей к общему объему жилищного фонда страны составил цифру в 10 раз меньшую — 31,0%.
Новый подход к решению жилищной проблемы
Необходимо брать курс на градостроительную революцию. Если мы собираемся развиваться, то и строиться нам нужно принципиально по-новому. Отправной точкой следует считать потрясающее заявление Президента России В. В. Путина 17 июля 2012 г. на заседании Государственного Совета о том, что власть собирается совершить окончательное решение жилищного вопроса: «У нас с вами есть, я хочу ещё раз об этом сказать, уважаемые коллеги, исторический шанс решить жилищную проблему в стране. Она у нас решается уже 100 лет и всё не решена. Ещё с царских времён, потом в советское время, и в истории новейшей России всё одно и то же: жилищная проблема — самая острая в стране. У нас с вами есть реальный шанс её решить, потому что технологии, финансовые ресурсы, земельные ресурсы — в наших руках».
Традиционный жизненный стандарт — отдельный дом для семьи. Для нормальной жизни люди с течением времени должны переселиться из квартирок в многоэтажках в индивидуальные коттеджи. При этом в свои самые лучшие годы родители должны тратить свое время на воспитание детей, а не на зарабатывание денег для покупки дома. Этот дом должен предоставляться им сразу.
Но сам факт брака не должен еще давать право на получение отдельного дома в частную собственность. Ведь многие семьи в этом случае будут продавать жилье, чтобы по-прежнему купить квартиру в многоэтажке скученного мегаполиса — поближе к рабочему офису. Предоставление дома, как правило, в малом городе или сельской местности должно увязываться с работой в соответствующем секторе. Дом должен предоставляться государством в долгосрочную аренду. Только по истечении определенного срока и на определенных условиях станет возможным его закрепление в собственность. Необходимо развернуть целевое строительство домов усадебного типа. Программа должна также способствовать расселению мегаполисов, улучшению качества жизни и стремительному демографическому росту в нашей стране.
«Тысяча новых городов для России»
Проект с этим названием родился в 2008 году. Идея состоит в создании сети кластеров промышленного развития в рамках государственно-частного партнерства, на основе которой возникнет сеть новых городов с населением 10-50 тысяч жителей. Каждый из этих городов должен стать локомотивом развития экономики региона.
Главной целью госпрограммы «Тысяча новых городов для России» является организация системы новых рабочих мест, требующих высококвалифицированного труда и современного комфортного и предельно экономичного жилья как достаточно автономного передового поселения, выступающего инновационным центром и оператором преобразования экономики и социальной базы всего региона. Новые города должны стать пространством жизни с лидирующим качеством по всем направлениям, отработки и культивирования нарождающегося сегодня седьмого технологического уклада.
Историческими аналогами таких городков являются знаменитые академгородки СССР, «силиконовая долина» США, японские технополисы по одноименной программе 1980-го года, биополисы и зоны развития (типа Джуронг) в Сингапуре, экогородки в Китае и Южной Корее, другие формы опережающего полисного строительства (подробнее — в книге А. Кривова и Ю. Крупнова «Дом в России»).
Таким образом, масштабное массовое градостроительство имеет своей задачей не только предоставление людям своего «угла», но, в первую очередь, комплексное решение проблемы регионального и районного развития за счет создания своего рода динамичных платформ или доменов развития. Это позволит сделать градостроительство не обузой для государства, а ведущей странообразующей отраслью.
Основополагающим принципом нового градостроения является разукрупнение мегаполисов, в том числе за счет снижения этажности зданий: комплексная застройка новых, пригородных или внутригородских территорий, малоэтажными зданиями, имеющими практически автономное жизнеобеспечение с повышенной в 5-8 раз энергоэффективностью. Потребуется срочная доработка до серийных решений имеющихся образцов подобных зданий, прежде всего, действительно перспективных и современных образцов «экодомов».
Центральным механизмом программы является разработка территориальных матриц перспективной или стратегической занятости, т. е. совокупности тех рабочих мест, которые дают стабильный достойный доход для молодых семей в течение десяти-пятнадцати лет, прямое и косвенное государственное стимулирование под рабочие места стратегической занятости жилищного спроса.
Отсюда — поддержка не только в возведении жилых, но и промышленных зданий: от малого бизнеса (минифабрика, минизавод, минипекарня, магазин и др.) до предприятий среднего и крупного бизнеса, а также в возведении необходимого количества учреждений здравоохранения, образования, культуры и досуга, университетов, технопарков и универсальных общественных центров, что создает полноту города, смысл существования которого всегда и состоит в обеспечении целостного воспроизводства и развития общественной системы.
Стимулирование жилищного спроса в данном проекте (а также и спроса на промздания) осуществляется путем введения разнообразных механизмов частичного государственного субсидирования — по образцу нынешней подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище», или мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» в форме государственных жилищных сертификатов. Типа «военных» сертификатов, сертификатов для переселяющихся из районов Крайнего Севера и т. п.
Жилищные сертификаты следует вводить под целевые задачи (госпрограмма переселения соотечественников, расселение увольняемых в запас военнослужащих, обеспечение жильем дальневосточников и специалистов редких специальностей и т. п.) и адресные группы граждан — например, государственный жилищный сертификат дальневосточника (ГЖСД). Возможны и доработанные ипотечные схемы, например, по аналогии с итальянским механизмом государственной поддержки строящих малоэтажные дома граждан, которым государство субсидирует половину кредитной ставки, или японским механизмом, когда государство субсидирует ставку целиком и вдобавок выплачиваются единовременные невозвратные пособия на оплату первичного взноса и т. п.
Мышление городами
Центральным механизмом обеспечения стратегической занятости населения новых городов является создание в местах большей части будущих городов опорной сети кластеров промышленного развития, например:
- Дальневосточный космический кластер на базе космодрома Восточный (Амурская область) в рамках агломерации Углегорск — Шимановск — Свободный;
- биоэкополис «Хасан-2» в Приморском крае, основанный на биотехнологическом производстве и инновационной переработке биоресурсов в элитную и оздоравливающую продукцию (совместно с ДВО РАН);
- лесоперерабатывающий кластер вокруг пос. Северный Красноярского края и создание на его базе города Малый Красноярск;
- станкостроительный кластер в Иванове вокруг завода тяжелого станкостроения;
- соевый кластер на базе южных сельских районов Амурской области и др.
Таким образом, предлагаемая программа потребует перехода от мышления домами — к мышлению городами и даже сетями новых функциональных городов.
Мышление городами возможно в рамках нового представления об урбанизации, когда выявляются одновременно существующие разные типы урбанизации: мегаполисная, ведущая к скучиванию людей в сверхкрупных городах, свойственная странам «третьего» мира, и усадебно-ландшафтная урбанизация, основанная на органическом вписывании расселения в ландшафты преимущественно малоэтажных зданий.
Мышление городами является основой новой парадигмы регионального развития и строительства, способного реализовать поставленные политическим руководством страны задачи. Масштабное строительство новых городов, особенно, в условиях нарастающего кризиса, даёт уникальный шанс не только поддержать занятость в стране, но и ввести дополнительные рабочие места за счет массированного градостроительства.
Оценочная стоимость создания 1000 городов составляет в ближайшие десять лет порядка 18 трлн. рублей из расчета 30 тыс. рублей за квадратный метр и в среднем 20 тысяч жителей в каждом из 1000 городов.
Ресурсы и меры для жилищной программы
Ресурсное обеспечение госпрограммы будет складываться из следующих составляющих:
- базовый взнос государства в размере 18 млрд рублей оператору — на управление госпрограммой в течение двух лет, на разработку методологии градостроительства нового поколения городов, схем терпланирования и генеральных планов для 1000 городов;
- безвозмездная передача оператору госпрограммы Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства неиспользуемых земель под территории планируемых 1000 городов;
- бесплатные земельные участки, выделяемые государством из своих земельных фондов в качестве поощрения военнослужащим-контрактникам, отслужившим срочную службу, желающим офицерам без зачета в стоимость сертификата и т. п.;
- выкуп совместно с правительствами субъектов Российской Федерации земель сельхозназначения и введение их в фонд оператора госпрограммы;
- беспроцентные кредиты оператору госпрограммы под организацию выкупа гражданами жилья на 30 лет;
- неиспользуемая и практически бросовая недвижимость Минобороны России, в частности, брошенные и закрывающиеся военные городки;
- средства фонда реформирования ЖКХ в части переселения граждан из ветхих и аварийных домов;
- субсидии за счет средств федерального бюджета оператору госпрограммы на организацию коммунальной инфраструктуры в размере 20-50% от её стоимости, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, на обеспечение автомобильными дорогами новых городов по образцу механизмов подпрограммы ФЦП «Жилище» «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» и Постановления от 5 мая 2007 г. №265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства»;
- предоставление оператору госпрограммы государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях строительства новых городов;
- предоставление гражданам крупных мегаполисов (прежде всего, Москвы) безвозмездных субсидий в размере до 50% стоимости жилья на переезд в регионы России, а также дополнительное стимулирование приобретения жилья соотечественникам, переселяющимся из-за рубежа;
- предоставление гражданам, приобретающим жилье, на уровне субъектов Федерации финансовой помощи в форме займа под минимальный процент с рассрочкой платежей на 10-15 лет (схемы отработаны в Белгородской области);
- ипотечные программы с льготными условиями.
В целях организации государственной программы «Тысяча новых городов для России» предлагается реализовать следующую систему мер:
- организовать распоряжением премьера Правительства Российской Федерации (Президента Российской Федерации) межведомственную рабочую группу по разработке государственной программы «Тысяча новых городов для России»;
- организовать официального оператора госпрограммы — ОАО «Российская градостроительная корпорация»;
- создать экспериментальную площадку госпрограммы из 5-7 пилотных городов;
- создать общественную коалицию по инициации и реализации (поддержке) государственной программы «Тысяча новых городов для России»;
- организовать всероссийский конкурс «Тысяча новых городов для России», позволяющий отобрать заявки на проектирование новых городов.
Юрий Крупнов, председатель Движения Развития, председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации Института демографии, миграции и регионального развития, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.