Прямое вмешательство стран Запада в дела суверенного государства, работа неизвестных снайперов, обучение боевиков, использование десятков трупов в политических целях, захваты оружейных складов, блокада пограничных переходов, поездки на «смотрины» за границу, в том числе и к пособникам нацистов, — всё это мы наблюдаем сегодня на Украине.
И всё это имело место во время событий в бывшей Югославии в 1990-е гг. Полного сходства нет, но очевидная параллель напрашивается.
Работа в кабинетах «кураторов»
Виталий Кличко, Арсений Яценюк, Пётр Порошенко и другие вожди Майдана неоднократно появлялись и в посольствах США, Германии и других западных государств в Киеве, и во властных кабинетах в Вашингтоне, Берлине, Брюсселе. И одновременно с этими контактами на улицах украинских городов и весей полилась кровь. Знала ли новейшая история нечто подобное? Знала. Дело было в бывшей Югославии.
В преддверии 10-дневной войны лета 1991 года представители тогда ещё не независимой Словении не вылезали из властных кабинетов по обе стороны океана, и в итоге заручились полной поддержкой в противостоянии со Слободаном Милошевичем. Непродолжительный конфликт венчала Брионская декларация, по итогам которой югославская армия уходила из Словении. В случае с Киевом 2014 года было соглашение Виктора Януковича с оппозицией в присутствии трёх европейских министров. Чем дело кончилось — напоминать излишне.
Войны в Боснии и Герцеговине можно было бы избежать, если бы вступил в действие план Каррингтона-Кутильеро, превращавший республику в конфедерацию мусульманских, сербских и хорватских кантонов. Но план не заработал, потому что лидер мусульман Алия Изетбегович отозвал свою подпись под документом после переговоров с послом США в Югославии Уорреном Циммерманом. А теперь вспомним, сколь активно общался с вождями Майдана посол США на Украине Джеффри Пайетт.
Примерно таким же образом вели себя в 1998-1999 гг. вожди косовских албанцев при переговорах со Слободаном Милошевичем. Вроде бы уже было соглашение в Рамбуйе, но будущий премьер самопровозглашённого Косова Хашим Тачи, заручившись поддержкой Запада, выдвигал всё новый требования. Примерно тем же занималась и украинская оппозиция в начале 2014 года. Разница в том, что бойцы «Правого сектора» сами заставили Януковича бежать, а вот боевики Армии освобождения Косово (АОК) с отторжением края от Сербии без помощи НАТО не справились.
Смотры у пособников нацистов
Незадолго до прихода к власти первый президент Хорватии Франьо Туджман ездил в США встречаться с бежавшими туда усташами. Так же и Виктор Ющенко, женившийся (во второй раз) на представительнице «бандеровской» эмиграции Кэтрин Клэр Чумаченко, бывал на «смотринах» за океаном. И ОУН-УПА, и хорватские усташи были приспешниками Третьего рейха, отметившись в целой серии кровавых злодеяний.
Одним из первых решений хорватского Сабора (парламента) на пути к независимости стала отмена официального статуса сербской кириллицы, что в итоге способствовало росту насилия. А тут Верховная Рада после свержения Януковича одним из первых решений прекратила действие закона «О языках», предоставлявший русскому и ряду других языков статус регионального там, где на них говорит более 10% населения.
Туджман провозгласил союзную Гитлеру Хорватию «вековой мечтой хорватского народа». Второй президент Хорватии Стипе Месич говорил, что сербская земля в Хорватии — только та, что сербы принесли на подошвах своих ботинок. Ничего не напоминает? Ну как же — заявления представителей «Правого сектора» и «Свободы» о том, как надо обойтись с русскими и русскоязычными. И о том, что подлинный герой — Степан Бандера. Разница в том, что усташей всё-таки официально героями Хорватии не объявили. А на Украине запрет на нацистскую пропаганду Верховная рада отменила.
Двойные стандарты отделения
В Хорватии, Боснии, Косово были и есть свои аналоги Крыма и украинского Юго-Востока. Это Республика Сербская Краина, жителей которой хорватские власти хотели превратить в бесправное меньшинство. Того же в отношении русскоязычных сограждан требуют, скажем, лидеры партии «Свобода» и «Правого сектора» Олег Тягнибок и Дмитрий Ярош. Республика Сербская в Боснии и Герцеговине, сербские общины Северного Косово — похожие случаи.
Сербскую Краину хорватская армия жестоко подавила при прямой помощи Запада. Примерно тем же самым пытаются заняться боевики «Правого сектора» в юго-восточных областях Украины. Запад не признаёт право на присоединение к собственно Сербии сербских общин Северного Косово, как не признаёт Крым. Точно так же США и ЕС противятся расширению автономии Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины.
Неизвестные снайперы и непонятные трупы
Работа неизвестных снайперов, стрелявших, как выясняется, и по сотрудникам «Беркута», и по нападавшим на них бойцам «Правого сектора» и других групп Майдана... Похожая история была в Боснии 6 апреля 1992 года. Тогда в результате огня из здания одной из гостиниц погибли две женщины — сербка и мусульманка. Во всём обвинили сербов — хотя доказательств не было.
Так же было и в случае с взрывом в сараевской очереди за хлебом 27 мая 1992 года. Запад обвинил во взрыве власти Союзной республики Югославия и ввёл против неё санкции. Два взрыва на рынке в Сараево в 1994 и 1995 гг. НАТО использовала как повод для бомбардировок позиций боснийских сербов... На Украине взрывов не было — для давления на Януковича хватило и снайперов. Но технология-то осталась!
Осталась технология и с неизвестными телами. Только вместо окрестностей Майдана в сводках начала 1999 года фигурировало косовское село Рачак... Финские судебные эксперты, которых в симпатии к сербам не заподозришь, сделали заключение, что среди обнаруженных в селе десятков тел есть множество боевиков АОК, позже переодетых в «штатское». Факт боестолкновения подтвердили и представители миссии ОБСЕ.
Однако руководителям западных государств правда была не нужна. Убитых боевиков назвали «мирными жертвами» Милошевича, после чего последовали натовские бомбардировки Югославии, отторжение края от Сербии, свержение самого Милошевича. 24 марта как раз исполняется 15 лет со дня начала натовских бомбёжек Сербии и Черногории... Похоже, руководителям западных стран также не нужна правда ни об Украине, ни о Крыме. Вменяемые люди среди европейских и даже американских политиков и политологов находятся, но их не хотят слышать.
Как вооружали «правильных» ребят
Отдельный вопрос — вооружение «правильных» ребят. В 1994 году Пентагон договорился о подготовке хорватских военных с частной военной компанией MPRI, созданной отставными американскими офицерами. Позднее она же готовила и боевиков АОК. Среди «кураторов» и хорватов, и косоваров были представители спецслужб США и Германии. Им перебрасывалось оружие, военная форма, которые тоже были преимущественно американским и немецким. Часть денег перечисляли хорватская и албанская диаспоры.
Часть оружия по контрабандным каналам получили и боевые отряды Словении в 1990-1991 гг., когда самая развитая из бывших югославских республик ещё не покинула федерацию. Часть его словенцы получили после захвата армейских складов. Так же вели себя и вооружённые отряды хорватов и боснийских мусульман. Помимо прочего, ещё до распада Югославии словенцы взяли под контроль переходы на границе с Италией и Австрией. Так оружие получать было легче.
Что касается Косово, то там была не только переброска американского и немецкого оружия. В 1997 году в Албании рухнули финансовые пирамиды, и страна погрузилась в хаос. С армейских складов похитили тысячи единиц вооружения — в том числе и тяжёлого. Позже оно всплыло в Косово у боевиков АОК. Многое говорит о том, что операцию по разорению албанских складов курировал директор ЦРУ, этнический албанец Джордж Тенет.
А что было на Украине? Вспомним канадский флаг в фойе захваченной националистами мэрии Киева. Вот она роль диаспоры — сходная с той, которую играли хорватская и албанская диаспоры. Оружие, из которого стреляли по «Беркуту», тоже имело не российское и не украинское происхождение. Захват казарм под Львовом и Ивано-Франковском боевиками «Правого сектора». Блокада переходов на границе Украины и Польши. Как же это напоминает всё то, что было когда-то в бывшей Югославии.
Вспомним сведения о том, что боевики «Правого сектора» готовилась на базах и в специальных центрах на территории Польши и Эстонии. Вспомним сообщения о прибытии на Украину специалистов частной военной компании Blackwater. Хорватских военных и боевиков АОК тоже готовили за границей, или же на хорватском острове Брач организовали центр такой подготовки с ведома властей Загреба. Собственно, такие лагеря были и на Западной Украине. Опять ничего нового.
Вожди-заложники
Немало общего и в действиях Виктора Януковича и Слободана Милошевича. Первый в 1995 году под давлением Запада подписал Дейтонские соглашения по Боснии и Герцеговине, а до того прекратил помощь хорватским и боснийским сербам. Так же он после бомбёжек 1999 года вывел войска из Косово. В случае с Януковичем было соглашение 21 февраля 2014 года, гарантами которого были главы МИД Германии, Франции и Польши. И было отсутствие приказа «Беркуту» стрелять даже в ответ.
Рычаги давления и на Януковича, и на Милошевича были сходными. Как и у украинского президента, у югославского тоже были богатые дети и нечистое на руку окружение. У них имелись счета в европейских банках, дома за границей. Соответственно, они были уязвимы для давления по линии замораживания счетов и ареста собственности, а также запрета на въезд в Европу. Весь этот арсенал Евросоюз использовал и против Милошевича, и против Януковича. К сожалению, желаемого европейцы добились.
И Янукович, и Милошевич лишились власти в результате выступлений, организованных при участии США и ЕС. Разница заключалась в том, что стрельбы в Белграде не было, а в Киеве дело кончилось более чем сотней погибших. В обоих случаях отношение к ним населения являлось неоднозначным, оба политика были «не без греха», что только облегчало задачу и внутренней оппозиции, и стоящим за её спиной внешним силам.
Разумеется, различий между Украиной и бывшей Югославией хватает, однако огромное количество сходств налицо, и данное обстоятельство просто пугает. И особенно много общего в политике США и ЕС по отношению к странам, которые западные политики, (порой движимые иррациональной ненавистью к русским, России, сербам как проводниками русского влияния в Европе), «приговорили» быть пешками в их большой геополитической игре.
Вадим Трухачёв
Югославский сценарий Запада для Украины
Югославский сценарий Запада для Украины