15 мая в Международном Фонде славянской письменности и культуры состоялся Круглый стол, посвященный идеям русского философа Николая Яковлевича Данилевского в контексте современного искусства.
Одновременно в стенах фонда проходит 90-я профессиональная выставка художника Вадима Конева, творческое мировоззрение которого сложилось под влиянием Данилевского. Поэтесса Людмила Шершнева, которая на протяжении долгих лет борется за память о Данилевском на Крымской земле, поставила на повестку дня вопрос о строительстве часовни в фамильном имении Николая Яковлевича «Мшатка» под Форосом. Сегодня на территории бывшей усадьбы расположен дом отдыха. По свидетельству Людмилы Шершневой «Мшатка» превратилась в своеобразную «крымскую Рублевку». При этом фамильное захоронение Данилевских не отмечено должным вниманием. Усилиями потомков Данилевского и неравнодушных общественных деятелей на месте захоронения великого философа установлен памятник и отслужена панихида. Однако его фундаментальное исследование «Россия и Европа», написанное здесь же в Крыму, остается неведомым для российских и украинских «элит» унаследовавших дорогую землю «Мшатки».
В дискусси приняли участие представители украинской стороны. Панславянская идея Данилевского особенно актуальна в контексте европейского вектора украинской политики. Прозвучало предложение: осмыслить книгу Данилевского в формате «Украина и Европа». Концепция Николая Яковлевича в современной интерпретации могла бы напомнить украинскому народу о его «славянском» происхождении, объединить русскую диаспору Крыма.
Анализ славяно-еворопейских взаимоотношений, проведенный Данилевским 200 лет назад, как никогда актуален сегодня, в эпоху окончательного отчуждения бывших стран Варшавского договора от России. В этом контексте актуальной интерпетацией идей Данилевского могли бы стать проекты «Сербия и Европа», «Белоруссия и Европа», возможно даже «Греция и Европа». Известно, что не только страны СНГ, но и восточные зоны влияния Североатлантического альянса с большими трудностями адаптируются к новой «либеральной идентичности».
На встрече была представлена антология «Молитвы русских поэтов» издательства «Вече» под редакцией Виктора Калугина. Название антологии и ее непосредствнное содержание свидетельствуют о том, что русская культура, согласно парадигме академика Панченко, возвращается в свою «воцерковленную фазу». Издатели недаром сделали акцент на «духовной поэзии». По свидетельству Виктора Калугина, духовная поэзия — это сегодня лишь вполне оцененный и неисчерпаемый жанр, к которому руская культура шла 200 лет, и только сегодня русская культура обрела свой полный голос в христоцентричном формате. В антологию не вошло творчество поэтов со «светским» мировоззрением. И это символично — культура естественным образом собирается вокруг Церкви, вокруг мира, наделенного религиозным сознанием — как единственного источника красоты. В светском мире критерии красоты размыты и утрачены.
Выше всякого земного блага
Выше всякого земного блага