«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Молитва. Отдан приказ — и все, кому он отдан, — солдаты и офицеры, конница, гвардия и артиллерия, очень слаженно поднимаются на ратный бой, на победу или смерть «За Веру, Царя и Отечество!». Так начинался любой бой войск Российской империи, так начиналась и крупнейшая в череде наполеоновских войн битва 4-7 октября (16-19 октября по новому стилю) 1813 года под Лейпцигом в Саксонии, названная позднее «Битвой народов».
Против Наполеона после его неудачной Русской компании 1812 года восстала Пруссия. Прусско-русские войска освободили Германию по реке Эльба. Затем, 11 августа 1813 г., в войну против Наполеона вступили Австрия и Швеция. Образовалась Шестая коалиция из Австрии, Великобритании, Испании, Португалии, Пруссии, России, Швеции и части мелких немецких государств-княжеств. В конце августа 1813 г. Наполеон, оставив в Дрездене сильный гарнизон, поспешил в Лейпциг. Прусские войска шли с севера от Вартенбурга, российские и австрийские — с юга и запада, шведские — с севера после пруссаков. К началу октября участники Шестой коалиции располагали примерно 1 млн солдат. Основные силы союзников были сосредоточены в составе 4-х армий: Богемской — под командованием К. Ф. Шварценберга, Силезской — под командованием Г.-Л. Блюхера, Северной — под началом шведского наследного принца (бывшего наполеоновского маршала) Ж. Б. Бернадота и Польской армии под командованием русского генерала Л. Л. Беннигсена. Официальным главнокомандующим союзных сил считался князь К. Ф. Шварценберг, который подчинялся совету трех монархов — русского, прусского и австрийского.
Свое название «битва народов» получила с легкой руки полковника Фридриха Фердинанда Карла барона фон Мюффлинга, генерал-квартирмейстера Силезской армии Блюхера, который написал в своем рапорте: «Так четырехдневная битва народов под Лейпцигом решила судьбу мира». Хенрик Штеффенс, находившийся в 1813 г. под Лейпцигом в свите наследного принца Швеции, рассказывал о поле боя: «Вдали на восточном горизонте возникали колонны, в спокойной очередности двигались они родами войск друг за другом... Можно было подумать, что это кочующий народ. Так выглядели во времена переселения народов германские племена, когда они достигли немецких территорий. Это было для всех зрелище огромной впечатляющей силы». В этой битве на стороне Наполеона участвовали, кроме французов, итальянцы, поляки, голландцы, бельгийцы, саксонцы и немцы Рейнского союза; им противостояли австрийцы, пруссаки, русские, баварцы. У Наполеона было от 155 до 175 тысяч человек и 717 орудий, у союзников — 200 тысяч человек и 893 орудия. Полем боя стало шестнадцатикилометровое плато перед городом Лейпциг.
Утро 4 (16) октября 1813 было дождливым. 8:30. Сражение началось с атаки Барклай де Толли на превосходящие силы левого крыла противника. Французы пытались контратаковать, но дождь задержал войска Жака Макдональда (союзники смогли остановить французов). К северу, западу и югу от Лейпцига шли ожесточённые бои. К 11 часам весь фронт союзников был ослаблен битвой. К полудню наступление союзников замедлилось. Наполен готовил контратаку. Генерал Антуан Друо, командуя резервной артиллерией, получил приказ сосредоточить на участке между позициями Виктора и Лористона 160 орудий, кавалерия Мюрата в 10 тысяч сабель после бомбардировки должна была пробить брешь в позициях союзников, в которую должна была устремиться пехота.
В два с половиной часа началась атака французов. Артиллерия Друо обрушила на союзнические войска «неслыханный в истории войн шквал артиллерийского огня», как вспоминал позднее русский генерал И. И. Дибич. После артиллерийской канонады в бой вступил Мюрат, а вслед за кавалерией началась фронтальная атака подразделениями Виктора, Удино, Лористона, Мортье, Макдональда, Понятовского и Ожеро. Продолжила атаку кавалерия Мюрата, французские кирасиры и драгуны смогли прорваться в тыл союзников к подножию холма у деревни Мейсдорф. Французы оказались в 800 шагах от ставки верховного главнокомандующего, т. е. чуть не накрыли российского и австрийского императоров, прусского короля со всеми свитами.
Наполеон, услышав восторженные крики французов, радостно велел бить в колокола, возвещая о победе. Рано радовался. Император Александр I, оценив опасность происходящего, отдал приказ бросить на прорыв 100 пушечную батарею И. О. Сухозанета, дивизию Н. Н. Раевского, бригаду Ф. Клейста и лейб-казаков своего конвоя. Это решение, которое многие военные историки считали звездным часом Александра-военачальника, изменило ход сражения: атаки противника захлебнулись в огне ста двенадцати русских орудий. В этот момент Александр проявил и личное мужество — он отказался уехать со своего пункта, хотя ядра прыгали вокруг него и неприятель был совсем близко. Находившийся рядом с Александром военный историк А. И. Михайловский-Данилевский потом писал: «Я смотрел нарочно в лицо государю; он не смешался ни на одно мгновение и, приказав сам находившимся в его конвое лейб-казакам ударить на французских кирасир, отъехал назад не более как шагов на пятнадцать. Положение императора было тем опаснее, что позади его находился длинный и глубокий овраг, через который не было моста».
Французы были отброшены, прорыв ликвидирован. Французы прекратили атаки и вступили в полуторачасовую артиллерийскую дуэль. Расстояние между батареями было не более версты, и в течение полутора часов над полем у деревни Вахау гремела канонада, превосходившая по своей мощи даже сражение при Бородино. Наполеон, желая отыграться, стал готовить сильнейший удар по центру противника, отдал приказ к бою резерву — Старой гвардии. Но в этот момент он узнал об ожесточённой атаке австрийцев на правом крыле диспозиции. Пришлось частью французской гвардии укреплять левый фланг. Союзные войска были отброшены за реку Плайсе, командующий корпусом граф М. Меерфельдт был пленён. Наиболее отважно у союзников в первый день сражения вёл прусский генерал Г. Д. Л. Йорк, разгромивший маршала Мармона в бою у Мекерна. Ночь выдалась тихая. Первый день сражения окончился вничью. Победы с обеих сторон были мелкие (французы победили у Линденау и Вахау, союзники при Мекерне). Потери оказались значительными: у Наполеона 30 тысяч бойцов, а у союзников — 40 тысяч. Ночью пришли подкрепления: к союзникам — 140 тысяч человек, к Наполеону — 15 тысяч человек и 1500 орудий союзников против 900 у французов.
Наполеон, объехав поле боя, увидел самую жуткую картину — трупы, раненные, стоны, вороньё. Вернувшись в штаб, Наполеон велел привести к нему плененного австрийского генерала М. фон Мервельдта. Наполеон заговорил с ним о мире с Австрией. Мервельдт сказал, что Австрия хочет этого мира. Французский император под честное слово отпустил своего старого приятеля с предложением мира австрийскому императору Францу I. Однако душой коалиции был вовсе не император Франц I, а Александр I (этого Наполеон не знал). Предложение о мире так и осталось не рассмотренным, между противниками были только мелкие столкновения. Весь день 17 октября 1813 г. прошел в уборке трупов. В 2 часа ночи 18 октября Наполеон после долгих колебаний решил отойти к реке Заале, но не успел.
Формально главнокомандующим был Карл Филипп Шварценберг, но все, находившиеся в ставке и на так называемом Монаршем холме, где стояли два союзных императора и прусский король, единодушно считали, что руководителем «Битвы народов» был Александр. Бои 18 октября были даже более кровопролитными. Утро началось с ожесточённого сражения французских войск Ю. Понятовского с превосходящими силами союзников. Французскому маршалу Ю. Понятовскому удалось отбросить силы противника (маршальское звание он получил прямо на поле боя). Во второй половине дня Понятовский и Ожеро удерживали занимаемые позиции, на левом фланге Виктор и Лористон успешно отражали натиск Барклая-де-Толли, на правом крыле французской обороны части Беннигсена теснили войска Себастьяни и Макдонольда.
Наполеон лично повёл гвардию в бой и захватил деревню Пробстейн. Но тут произошло для Наполеона нечто не предвиденное: в самый разгар боя, в 4:30, все силы саксонцев (две бригады и батарея численностью от 5 до 10 тысяч человек) внезапно перешли на сторону союзников и начали палить из пушек по французам. На французские войска предательство саксонцев подействовало удручающе. Однако к заходу солнца французы всё ещё удерживали свои позиции. Наполеон принял решение отводить войска к Лейпцигу, т. к. в этот день потери его армии оказались невосполнимыми. С рассветом 7 (19) октября Александр объехал русские полки и, обращаясь к солдатам, сказал: «Ребята! Вы вчера дрались, как храбрые воины, как непобедимые герои; будьте же сегодня великодушны к побежденному нами неприятелю и к несчастным жителям города. Ваш государь этого желает, и если вы преданны мне, в чем я уверен, то вы исполните мое приказание».
В семь часов утра 7 октября армии союзников отовсюду устремились к Лейпцигу. Первыми на улицы города ворвались русские полки 26-й дивизии И. Ф. Паскевича из армии Беннигсена. Следом за ними вошли еще две русские дивизии, после чего с востока в город вошла Северная армия Бернадота. Оттуда же вступила в Лейпциг и Силезская армия Блюхера. Александр стоял на южной стороне, дожидаясь сообщения о падении города, и, не получив его, решил ехать в Лейпциг, несмотря на то, что там еще шли уличные бои. Через Гримаусские ворота он въехал в город, следуя за русским корпусом Витгенштейна и прусским корпусом Клейста. В южной части Лейпцига бои уже затихли, в северной — все еще продолжались. Через час Александр остановился на главной площади Лейпцига, и мимо него стали проводить десятки тысяч пленных французов. Среди них оказалось и немало генералов, в том числе и командиры корпусов — Ренье и Лористон, тот самый Лористон, кому довелось быть последним послом Наполеона в России.
А тем временем, французская армия покидала позиции. Отступление прикрывал 30- тысячный арьергард. К часу дня стотысячная армия покинула с незначительными боями город Лейпциг. Наполеон приказал заминировать и взорвать каменный мост через реку Эльстер, как только через него переправится последний солдат арьергарда. Однако, ответственный за переправу наполеоновский начальник куда-то исчез, перепоручив уничтожение моста капралу. Последний, увидев появившихся вдалеке русских солдат, в панике взорвал мост, забыв о переправе французских солдат. В страшной давке арьергард армии Наполеона пытался переплыть Эльстер. Удино и Макдональду это удалось, но Понятовский был ранен и погиб. Король Саксонии, корпусные генералы Лористон, Ж. Л. Рейнье и еще 20 бригадных генералов оказались в плену у союзников. 15 тысяч французских солдат были уничтожены на берегу Эльстера. Наша компания предлагает Вам купить навес из высококачественного поликарбоната Эти изделия представляют собой разнообразные сооружения, к которым можно отнести навесы над балконами и лоджиями, над входами в здания, стоянками авто, бассейнами, игровыми зонами и различными складскими площадями.
Так завершился последний акт трагедии под названием «Битва народов». Лейпцигское плато было усеяно телами 100 тысяч погибших. Среди союзников по антинаполеоновской коалиции наибольшие потери понесла русская армия — 22600 человек. Кроме них, под Лейпцигом остались 15000 австрийцев, 16000 пруссаков и 180 шведов. Тяжелые потери понесла и наполеоновская армия — 40000 убитых и раненых, а также 15 тысяч взятых в плен. Союзному командованию не удалось полностью уничтожить армию Наполеона, часть которой он увёл. Он возвращался восвояси во Францию.
Итак, битва при Лейпциге была значительным, решающим триумфом союзников. Империя Наполеона рушилась, и противник отступал к границам Франции. Почти вся Рейнская конфедерация перешла на сторону коалиции; предал императора король Неаполитанский — И. Мюрат, перейдя к врагам ради сохранения трона; обречен был осажденный в Гамбурге Л. Даву; покинул Кессель родной брат Наполеона король Вестфальский Жером, изгнанный из своего королевства; другого брата Наполеона — Жозефа, короля Испанского, теснили за Пиренеями англичане. Армия Наполеона редела. По свидетельству очевидца, во время отступления французской армии «количество трупов и павших лошадей увеличивалось с каждым днем. «Битвой народов» была для Наполеона проиграна вся кампания 1813 года.
Примечателен стал подвиг пожилого гренадёра лейб-гвардии Финляндского полка Леонтия Коренного. Участник сражения А. Н. Марин, первый историограф лейб-гвардии Финляндского полка, описал этот подвиг так: «В сражении под Лейпцигом, когда Финляндский полк вытеснял из селения Госсы французов, а 3-й батальон полка обошёл селение, батальонный командир полковник Жерве со своими офицерами первые перелезли через каменную ограду, и егеря бросились за ними, погнали уже французов; но, были окружены многочисленным неприятелем, крепко отстаивали своё место; многие офицеры были ранены. Тогда гренадёр Коренной, пересадив батальонного командира Жерве и других раненых начальников своих через ограду, сам собрал удалых отчаянных егерей и стал отстаивать, покуда раненых офицеров другие егеря спасали с места сражения. Коренной с горстью лихих стрелков стоял крепко и удерживал место сражения, крича: «Не сдаваться, ребята!» Сначала они отстреливались, но многочисленность неприятеля стеснила наших так, что они отбивались штыками... Все пали, одни убитые, а другие раненые, и Коренной оставался один. Французы, удивляясь храбрецу, кричали, чтобы он сдался, но Коренной в ответ поворотил ружьё, взял за дуло и отбивался прикладом. Тогда несколько неприятельских штыков положили его на месте, и кругом этого богатыря лежали все отчаянно защищавшиеся наши, с кучами убитых ими французов. Все мы оплакивали храброго «дядю Коренного».
Когда Коренной выздоровел, то был сопровожден французами до русских постов и вернулся в свой полк. Рассказ о том, что сам Наполеон поставил «дядю Коренного» в пример своим офицерам и солдатам за его храбрость, доблесть и мужество, быстро облетел армию союзников. Разумеется, о подвиге солдата узнал император. Героя произвели в подпрапорщики (высший унтер-офицерский чин) и назначили полковым знаменосцем. А от императора ему была пожалована особая персональная серебряная медаль для ношения на шее с лаконичной надписью «За любовь к Отечеству», носить которую полагалось на шее — как высшие ордена Российской империи. Русские солдаты сложили о нём песню: «Сам Бонапарт его проставил, Приказ по армии послал, В пример всем русского поставил, Чтоб Коренного всякий знал».
В залах Русского музея выставлялась картина художника П. Бабаева «Подвиг гренадёра Леонтия Коренного»; в Крымскую войну оружейники Тулы изготовляли револьверы, стволы и барабаны, украшенные травлением и позолотой рисунков, отражавших подвиг Л. Коренного. В 1906 во время празднования столетнего юбилея офицеры лейб — гвардии Финляндского полка снимали фуражки, отдавая честь русскому солдату-герою —скульптуре стоявшей у офицерского собрания лейб -гвардии Финляндского полка по проекту архитектора И. С. Китнера. На постаменте была надпись «Родному полку». В октябре 1917 памятник исчез. Постамент и сейчас находится на заднем дворе музея А. С. Суворова в Санкт-Петербурге.
Первыми памятниками в Лейпциге, как и на Бородинском поле, стали могилы павших, которые впоследствии были мемориализованы. К ним относится кладбище для некоторых генералов и офицеров у Готтесаккер (церковь св. Иоанна). Большинство павших были захоронены в полях и лесах вокруг Лейпцига. В 1814 г. немецкий поэт Эрнст Моритц Арндт требовал возведения памятника «Битве народов» на поле боя под Лейпцигом: «Он должен стоять так, чтобы был виден со всех сторон и со всех улиц, по которым союзные войска двигались на кровавую решающую битву». В 1894 году лейпцигский архитектор Клеменс Тиле организовал «Союз патриотов», задачей которого был сбор средств на сооружение монумента. В 1895 году город выделил для стройплощадки находящуюся на южной окраине Лейпцига территорию бывшего песчаного карьера. Одновременно разрабатывались проекты монумента. На состоявшийся в конце 1896 года конкурс был представлен 71 проект и выбран проект архитектора Бруно Шмитца. 18 октября 1900 года заложили первый камень. Строительство продолжалось 15 лет.
18 октября 1913 года, в 100-ю годовщину сражения, в присутствии германского императора, саксонского короля, всех курфюрстов немецких княжеств, а также почетных гостей из России, Австрии и Швеции состоялось торжественное открытие мемориала. Мощная башня-пирамида возвышается над полем, а перед ней тихо плещут воды искусственного озера, символизирующие море слез, пролитых над тысячами жертв «Битвы народов». У основания памятника высится фигура покровителя воинов — архангела Михаила. Все гости Лейпцига, как правило, выражают желание подняться на памятник, высота которого составляет 91 метр, а это более 500 ступеней. Памятник «Битве народов» — один из самых больших по величине памятников Европы. При строительстве его высота была сознательно увеличена на один метр, чтобы превзойти американскую статую Свободы, которая в прошлом являлась самым высоким памятником мира. В Лейпциге военно-исторические общества используют «круглые даты» для воспроизведения эпизодов сражения.
Храм-памятник Святителя Алексия Митрополита Московского в Лейпциге служит историческим символом русско-немецкой дружбы и несет в себе память о событии 200-летней давности — «Битве народов», в которой бок о бок сражались русские и немецкие солдаты и офицеры. Пожертвования собирались с 1907 года как в России, так и в Германии. 21 апреля (4 мая) 1910 года был образован Комитет по сооружению храма, который возглавил великий князь Михаил Александрович. Городские власти Лейпцига предоставили участок земли в 2,5 га, на краю поля, где состоялось сражение. Закладка храма состоялась 15 (28) декабря 1912 г.. Автором проекта являлся архитектор В. А. Покровский. Освящение церкви 4 (17) октября 1913 совершил протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский. 16 октября 1913 года в крипту храма с воинскими почестями были перенесены останки российских солдат и офицеров, погибших в «Битве народов».
Целый ряд необычных мероприятий намечен был в 2013 году в Лейпциге в честь двухсотлетия битвы. 3 августа в лейпцигском «Панометре» состоялось открытие нового монументального полотна немецкого художника иранского происхождения Ядегара Азизи «Лейпциг-1813. В сумятице «Битвы народов» — крупнейшей в мире круговой панорамы. Одновременно в «Панометре» открылась выставка, рассказывающая о том, что довелось пережить населению города в дни Лейпцигского сражения. В мемориальной православной церкви состоится торжественное богослужение, посвященное памяти 22 тысяч русских солдат, павших в сражении под Лейпцигом. Его будет сопровождать выступление знаменитого хора мальчиков лейпцигской церкви Святого Фомы.
18 октября отмечается 100-летие со дня открытия памятника «Битве народов» — одного из символов Лейпцига и крупнейшего памятника в Европе. У этого монумента состоится крупное праздничное мероприятие с участием европейских политиков. Его завершит торжественное открытие памятника «Битве народов» после реставрации. Обновленный монумент украсит световая инсталляция французского художника Филиппа Морвана. Мы предлагаем порно видео старух без регистрации.
Николай Ерошкин
Вспоминая «Битву народов» в 1813 году...
Вспоминая «Битву народов» в 1813 году...