Пятьдесят лет назад, 2 февраля 1964 года, начал свою деятельность Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН).
Идеи участников этой организации выходили далеко за пределы своего времени, когда борьба за православные ценности в государственной, экономической и общественной жизни могла вестись лишь в условиях глубокого подполья, под угрозой жесточайших карательных санкций.
В период с 1964 по 1967 гг., когда организация была запрещена, а ее лидеры и участники брошены в тюрьмы и лагеря, сформировалось принципиально новое мировоззрение, несводимое ни к идеологиям эмигрантских организаций, стремившихся к механической реставрации дореволюционного уклада, ни к настроениям диссидентских групп брежневской эпохи, считавших своим идеалом капиталистический Запад.
В Программе ВСХСОН содержались предложения по выходу России на альтернативную траекторию развития, соответствующую параметрам ее цивилизационной идентичности. Резко осуждая навязанную России извне тоталитарную атеистическую идеологию, лидеры ВСХСОН негативно относились к идее реставрации капитализма, отстаивали идеалы социальной справедливости. Одними из первых участники ВСХСОН стали использовать термин «третий путь» применительно к проблематике социально-экономических отношений. Концепция прав человека, выработанная основателем ВСХСОН И. В. Огурцовым, содержала план создания свободного гражданского общества, утверждала равновесие между личностью, обществом и государством.
Теория разделения властей в программе ВСХСОН была дополнена идеей четвертной, «контрольной» власти, которую должен был представлять Верховный Собор, состоящий «на одну треть из лиц высшей иерархии Церкви и на две трети из выдающихся представителей народа, избираемых пожизненно» и обладающий правом вето на любой закон или действие, противоречащие этическим нормам или содержащие признаки злоупотребления властными полномочиями.
Создатели ВСХСОН видели в русском народе самостоятельную, цивилизационно зрелую творческую силу, определяющую вектор нашего исторического развития. Это видение, безусловно, противоречило тоталитарной доктрине партийных идеологов, видевших в русских людях материал для строительства «новой исторической общности — советского народа» и считавших участников ВСХСОН «русистами», представляющими особую опасность для коммунистического строя. В силу этих причин социал-христианское движение было подавлено с беспрецедентной жесткостью, резко контрастирующей с отношением советского государства к прозападно настроенным группам инакомыслящих. Руководитель организации И. В. Огурцов был приговорен к 20 годам тюрьмы, которые отбыл полностью, другие участники (выдающийся русский писатель Л. И. Бородин, М. Ю. Садо, Е. А. Вагин, Б. А. Аверичкин), провели в заключении от 10 до 15 лет.
Пятьдесят лет спустя после создания ВСХСОН идеи этой организации по-прежнему сохраняют свою актуальность, во многом созвучны мировоззренческим концепциям Всемирного Русского Народного Собора. Опыт ВСХСОН убеждает нас: даже в самых тяжелых для свободной русской религиозно-общественной мысли условиях наша цивилизация сохраняла потенциал самостоятельного развития, основанного на присущих ей ценностях и идеалах. Переход к социально-христианскому обществу мог стать эволюционной и созидательной альтернативой событиям 1991 года и последовавшей за ними геополитической катастрофы.
Дискуссионный клуб ВРНС призывает общественность достойно отметить 50-летие ВСХСОН и предлагает начать широкое обсуждение концепций будущего России, предложенных этой организацией.
По сообщению «Интерфакса»
ВРНС призывает отметить 50-летие Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа и начать обсуждение его идей
ВРНС призывает отметить 50-летие Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа и начать обсуждение его идей