По своим пожертвованиям для блага Отечества и социально-экономическим последствиям грандиозных начинаний Христофор Семенович Леденцов сопоставим с корифеем русской науки и культуры Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Вершиной творческих устремлений Х. С. Леденцова было созданное по его инициативе и на его средства «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений» (1909 г.).
Историю нашей России творил народ и выдающиеся личности. Христофор Семенович Леденцов — уроженец Вологды, Личный Почетный гражданин (было в Российской Империи такое звание), оставил неизгладимый след в отечественной и мировой науке. Он родился 24 июля 1842 года в Вологде, в семье потомственных купцов. Его отец, Семен Алексеевич, был известным в России купцом и благотворителем — за пожертвования на благо Отечества не раз получал высокие награды от Императора. В частности, Семен Алексеевич передал большую сумму денег на нужды русской армии во время Крымской компании (войны с Турцией). Он приобрёл и передал в дар Вологде каменное здание, где была организована Мариинская женская гимназия (в этом доме также жил и скончался известный русский поэт Константин Николаевич Батюшков). На свои средства Семен Алексеевич построил Рождественскую церковь в Архангельске, а в Вологде — богадельню рядом с нынешним кафедральным Рождество-Богородицким собором. Это только несколько добрых дел, а их было много.
Семен Леденцов не выглядел «белой вороной» в Вологде и вообще в профессиональном сообществе. В тот период — 2-я половина ХIХ века, а затем и в начале ХХ века — благотворительность в России процветала, масштаб её превосходил меценатство во всех странах Европы вместе взятых, о чём в своё время убедительно свидетельствовал наш знаменитый певец Федор Иванович Шаляпин. В основе русской благотворительности лежали, как правило, религиозные чувства. Пожертвования ради сирых, убогих, на сооружения храмов, школ, больниц считалось обычным делом, одним из условий спасения души. Те из богатых людей, кто тратил капитал лишь на личное потребление, подлежали даже осуждению в профессиональное среде. Такова была традиция!
По стопам отца пошёл и сын его — Христофор. Он продолжил главное дело родителя — служение России, но в ещё больших масштабах. По своим пожертвованиям для блага Отечества и социально-экономическим последствиям грандиозных начинаний Х. С. Леденцов сопоставим с корифеем русской науки и культуры Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Окончив в Вологде с отличием губернскую гимназию, он поступил в Академию коммерческих наук в Москве — новое высшее учебное заведение, созданное на пожертвования крупных русских промышленников. Они, похоже, не доверяли тогдашнему Министерству просвещения, и организовали свой вуз, чтобы талантливые люди могли у себя на Родине получить достойное образование. Программа Академии включала огромное количество дисциплин, начиная от торгового права, английского и французского языков и заканчивая физикой и химией, здесь были отлично оборудованные лаборатории. Академия готовила управленцев высшей квалификации, как бы мы сказали сегодня.
Христофор Леденцов закончил вуз с отличием, получил звание Личного Почетного гражданина. Непродолжительное время он пребывал в Кембриджском университете, потом вернулся в Вологду и продолжил семейное купеческое дело. Молодой предприниматель много времени уделял общественному служению. Избирался гласным (депутатом) Думы, мировым судьей Вологодского судебного округа, главой города Вологды.
С именем Х. С. Леденцова связано открытие первого в России ломбарда в Вологде (1888 г.), учреждение Технического Музея содействия труду в Москве (1900 г.), строительство фармацевтического производства в Москве (1902 г.), организация профсоюзного движения и проведение I-го Всероссийского съезда профсоюзов в Москве (1905 г.), десятки других общественно значимых инициатив. Отмечу, что Музей содействия труду, по сути, был первым в России и в мире социологическим учреждением, где проводили исследования всех аспектов трудовой занятости населения. Не без его влияния позднее в Петербургском университете был образован «Институт социологии» под руководством профессора Питирима Сорокина.
Вершиной творческих устремлений Х. С. Леденцова было созданное по его инициативе и на его средства «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений» (1909 г.) — первая в мире эффективная модель поддержки частным капиталом научных исследований. По существу Леденцов сделал экономическое открытие, опережающее свое время. Это имело огромное значение для развития производительных сил России. Начинание Христофора Семеновича горячо поддержали ведущие русские ученые, писатели, общественные деятели, в том числе такие авторитеты, как Николай Алексеевич Умов, Константин Эдуардович Циолковский, Лев Николаевич Толстой, Дмитрий Иванович Менделеев, Владимир Иванович Вернадский и очень многие другие известные личности.
Христофор Семенович заложил фундамент Общества, разработал его Устав, определил основные цели и направление, внес (инкогнито!) в кассу Московского университета 100 тысяч рублей для начала деятельности Общества. К сожалению, он не дождался официального открытия Общества, ушел из жизни в 1907 году. Но его единомышленники продолжили начатое им дело, в 1909 году Общество было зарегистрировано и открылось. Духовной основой и практической формулой его деятельности стал девиз, предложенный Х. С. Леденцовым: «Наука. Труд. Любовь. Довольство». Под «довольством», как разъяснял позже известный профессор Московского университета и друг Х. С. Леденцова Николай Алексеевич Умов, подразумевалось приобщение гражданина к общенациональному делу, подъём нравственности и рост благосостояния населения.
За короткий срок, благодаря помощи Общества, фундаментальная и прикладная наука в России заняла передовые позиции в мире по самым важным направлениям. Вся современная наука, включая космонавтику, генетику, радиологию, биологию и еще многие сферы, образно говоря, вышла из Леденцовского общества. То, что сделал для развития отечественной науки купец Леденцов, до сих пор еще не получило должной оценки в России. Хотя пора бы уже по достоинству воздать истинному патриоту родной страны.
Известный ученый, лауреат Нобелевской премии, физиолог Иван Петрович Павлов считал, что поступок Христофора Леденцова, пожертвовавшего на нужды русской науки более двух миллионов рублей золотом, не имел равных за всю историю человечества ни в одной стране мира. И это действительно так! С полным правом мы можем назвать мецената Сеятелем Добра! Исследователи жизни Леденцова, в том числе и на малой родине — в Вологде, часто называли и продолжают называть Христофора Семеновича «русским Нобелем». Данное словосочетание абсурдно, а главное — не соответствует истине. Цель, которую ставил перед собой Альфред Нобель, учреждая международную премию, и цель, которую намечал Леденцов, создавая свое Общество, — совершенно разные!
Премия Нобеля отмечала уже достигнутый результат в той или иной отрасли науки. Смысл же деятельности Общества состоял в том, чтобы помочь ученым достичь результата в науке, и основное — внедрить открытие в практическую жизнь, принести пользу большинству людей. Более того, определенный процент от внедрения возвращался в Общество, полученные средства использовали для проведения новых исследований. Общество просуществовало до октября 1918 года, было незаконно ликвидировано по указанию Председателя Совета Народных комиссаров Ленина, как якобы основанное на «частном капитале». Но это была неправда, частного капитала не было, пожертвования Леденцова являлись «неприкосновенным капиталом», а уже на проценты с него существовало и развивалось Общество, то есть капитал был фактически общественным, а не частным. Позже, в середине ХХ века, методология, изобретенная Леденцовым, успешно применялась в странах Европы, Америки, Азии.
Послесловие
На международную конференцию «Леденцовские чтения», только что завершившуюся в Вологде, впервые приехал из Петербурга праправнук Х. С. Леденцова — Николай Николаевич Леденцов. Он — известный русский ученый-физик, академик, удостоенный многих наград. В своём выступлении Николай Николаевич отметил, что и в Советском Союзе деятельность Академии наук строилась на принципах Леденцовского общества, поэтому страна добивалась успехов на основных направлениях развития. Сравнивая ситуацию с состояниям технического прогресса в США и в современной России, ученый подчеркнул, что американцы взяли на вооружение «советский метод» создания мега-проектов (цель-средства-ресурсы-результат), поэтому и опережают нас в некоторых научных направлениях. А Россия, увы, отказалась от своего опыта. Ученый назвал пример создания в США лазерного термоядерного завода (пуск его намечен в 2014 году), который строится по плану (то есть там существует государственное планирование, то самое планирование, которое было в СССР). К тому же большая часть ученых-физиков, чьи разработки легли в основу термоядерного завода в США, являются русскими, выходцами из нашей страны, «их мозги» купили американцы.
За три (!) года деятельности Леденцовского Общества (1909-1912 гг.) были построены знаменитая «Башня молчания» для физиолога И. П. Павлова в Петербурге, заново оборудована физическая лаборатория П. И. Лебедева на Миусской площади в Москве, построена установка профессора Б. Л. Розинга в Петербурге, на которой была получена первая в мире телевизионная передача. Общество финансировало исследования профессора А. Е. Чичибабина по нефтехимии, работы учителя из Калуги К. Э. Циолковского по дирижаблестроению, исследования Г. С. Петрова по получению первой в России пластмассы и многие другие начинания. Через патентный отдел Общества были оформлены, то есть запатентованы в России, десятки открытий в различных отраслях науки и народного хозяйства.
Говоря о личных исследованиях деятельности Христофора Семеновича Леденцова и созданного им «Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений», академик Н. Н. Леденцов высказал мнение, что это — наиболее эффективная из всех существующих в мире моделей технического прогресса. И если мы не вернёмся к ней, не станем широко использовать её элементы в современных условиях, то говорить о реальном продвижении вперед не имеет особого смысла, его просто не будет.
Участники конференции с тревогой говорили о том, что система образования в России «разрушает систему знаний». Это с одной стороны. А с другой стороны, у «крупного бизнеса» нет потребности в развитии наукоемких технологий, в прогнозе этого развития, в подборе для такой работы кадров. Предприниматели «делают деньги» на том, что есть, то есть — на эксплуатации рабочей силы и сырьевых ресурсов России. Это, конечно, «тупиковый путь». Широкий обмен мнениями ученых из Франции, Германии, Польши, Нидерландов, из Москвы, Вологды, Петербурга, Владимира, из Кольского и Сыктывкарского центров Академии наук России, из Архангельска и Череповца и других мест позволил выработать определенные рекомендации по развитию бизнеса, науки и образования в нашей стране. Теплится надежда, что они найдут применение на практике, послужат во благо Отечества.
Геннадий Сазонов, член Союза писателей России
Вперед, к Леденцову!
Вперед, к Леденцову!