В Госдуму внесен законопроект «О статусе «Национальная компания», предлагающий ввести ряд преференций для тех крупных компаний, которые добросовестно трудятся на территории России и платят налоги в российский бюджет, а не «убегают» в иностранные юрисдикции.
Это уже не первый подобный законопроект, который вновь поднимает вопросы создания национально-ориентированного бизнеса. Суть законопроекта в следующем: компаниям, которые получают статус «национальной компании», может быть предложен спектр видов государственной поддержки, среди которых «финансовая, имущественная, информационная и консультационная», а также поддержка в области размещения заказов на поставку товаров, услуг, работ для государственных и муниципальных нужд, поддержка посредством использования механизма финансовой аренды (лизинга), поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников национальных компаний, иные виды поддержки, которые могут быть описаны в дополнительных законах.
Но для того, чтобы получить доступ к господдержке, компания должна удовлетворять ряду условий. В частности, компания должна быть создана в соответствии с российским законодательством и действовать на территории России, ее эмиссионные бумаги должны быть допущены до обращения на российской фондовой бирже, а кроме того, она должна участвовать в социальных проектах и программах правительства РФ и выплачивать в российский бюджет не менее 100 млн руб. ежегодно в течение пяти лет подряд. Таким образом, речь идет о юридическом оформлении социально и национально ориентированного крупного бизнеса, зарегистрированного в российской юрисдикции, а не в оффшорных зонах.
Впрочем, для этих компаний тоже не открываются сразу все двери — в законопроекте прописан перечень из 25 видов деятельности, которыми не может заниматься «национальная компания». В их числе всё, что связано с вооружением, военной техникой и боеприпасами — разработка, производство, обслуживание, ремонт, утилизация, а также деятельность в области ядерной энергетики, криптографии, работы с возбудителями инфекционных заболеваний и некоторые другие.
В отечественной экономике последних 20 лет известен лишь один похожий прецедент государственного партнерства с предпринимательским сообществом. Это начатый и не доведенный до конца эксперимент по созданию Особых Экономических Зон (ОЭЗ), который предусматривал особый налоговый, транспортный и правовой режим, господдержку национально-ориентированному бизнесу, а созданное ведомство по объему деятельности было сравнимо с министерством. По не до конца объяснимым причинам этот благополучно начавшийся опыт был свернут на первой волне глобального экономического кризиса. Государство резко сократило свою долю участия в ОЭЗ во время президентства Дмитрия Медведева. Отметим, что опыт поддержки национально-ориентированного бизнеса приносит огромные выгоды экономике Китая и США.
По сообщению портала «Накануне»
Власти России хотят национально ориентировать крупный бизнес
Власти России хотят национально ориентировать крупный бизнес