Выступая на заседании международного клуба «Валдай», Президент России Владимир Путин сделал ряд важных заявлений по проблематике сохранения государственного единства России и укрепления межнационального мира в стране.
«Я русский, мои корни все в России. Мои предки 300 лет жили в одной деревне и ходили в одну и ту же церковь. Это видно по церковным документам, и это очень любопытно для меня. Я ощущаю себя частью страны и русского народа.
Как это ни покажется высокопарным, но чувствую это. Но моя предыдущая жизнь и работа была связана с международной деятельностью, условно говоря. Ведь я почти 20 лет в разведке проработал, поэтому, конечно, я не знал так Россию, как узнал ее, приехав в Москву и начав работать на федеральном уровне, став председателем правительства, а потом и президентом страны. Я увидел, насколько глубокая и мощная эта страна, с какими она глубокими историческими моральными корнями. И в этой связи я без всякого преувеличения говорю, что моя любовь к России многократно возросла».
«Мне представляется, мы всегда должны поднимать эту тему, не упускать ее из виду. Наша национальная идентичность – это то, что нас делает теми, кто мы есть. Это наша культура, наша история. Сохранение народа, о котором вы сказали, вспомнив Солженицына, – это не только физическое сохранение, хотя, наверное, прежде всего и это имел в виду Солженицын, но и нашу идентичность как народа, иначе мы будем размыты, перестанем существовать. Таких примеров в истории человечества пруд пруди. Мы даже не вспомним, как назывались те народы, которые исчезли из нашего сознания. Их очень много было, но нам бы зачем следовать этим примерам?
Мы хотим быть русскими, татарами, евреями, проживающими здесь, мордвой и так далее, и так далее. У нас 160 этносов проживает на территории Российской Федерации. Зачем же нам размываться? Мы этим дорожим и должны об этом говорить. Мы должны укреплять свою идентичность».
«Националисты, они о чем все время говорят, чем козыряют? Они говорят, что они самые лучшие защитники этноса, народа, нации. Российская Федерация, Россия с первых своих шагов складывалась как многонациональное государство. Она не существовала вечно, а была образована из различных славянских племен. На основе общего рынка, власти князя, единого языка, веры единой складывалась нация. Затем начало складываться государство, первичные его формы – и там было много финно-угорских народов. Сейчас мы находим много свидетельств тому, что они жили в центре современной европейской части России, а не только в Приладожье.
Россия складывалось как многонациональное государство, а потом уже и как многоконфессиональное. Но оно тысячу лет существует и является устойчивым прежде всего потому, что изначально закладывалось очень толерантное отношение между всеми формирующими это государство нациями и представителями различных религий.
Это основа существования России.
И если мы хотим, чтобы Россия сохранялась такой, развивалась, укреплялась, а государствообразующим народом, безусловно, является русский народ, то в интересах русского народа сохранение этой страны.
А если мы будем выпячивать такой пещерный национализм, поливать грязью представителей других этносов, мы развалим страну, в чем не заинтересован русский народ.
А я хочу, чтобы Россия сохранилась, в том числе и в интересах русского народа. И в этом смысле я и сказал, что самым правильным, самым настоящим националистом и самым эффективным являюсь я. Но это не пещерный национализм, дурацкий и придурошный, который ведет к развалу нашего государства – вот в чем разница».