Вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин призвал возродить «задвинутые на задворки» национальные авиационные бренды. «Несмотря на все принимаемые меры, рынок гражданской авиации в Российской Федерации во многом утерян нашими промышленниками, нашими производственниками. Не будем вспоминать, почему это произошло, все время кивать на прошлое, но факт остается фактом — до 80% всех воздушных судов, работающих на гражданских линиях внутри страны, иностранного производства. Ситуация нетерпимая, поэтому, хотите или нет, но надо формировать стратегию новой реконкисты (отвоевание рынка)», — призвал Рогозин на совещании по гражданскому и военному авиастроению 24 июля.
По его словам, разговоры вокруг развития Объединенной авиастроительной корпорации надо превращать в конкретную программу развития российского авиастроения, как гражданского, так и военного. «Срочно вернуть престиж конструкторских бюро, тех конструкторских марок, которые имели национальное и международное значение. Это такие национальные драйверы — «Туполев», «Сухой», «МиГ», «Яковлев», — так звучит рецепт спасения от Рогозина.
Также, по мнению вице-премьера имеет смысл отказаться от использования аббревиатур в названиях новых авиаразработок для поднятия престижа отечественных конструкторских бюро.
Высказывание чиновника выглядит весьма обнадеживающе для десятков крупнейших российских предприятий, сотен ученых, инженеров и тысяч квалифицированных рабочих. Авиастроение, являющееся локомотивной отраслью любой промышленности, в России оказалось заложником «отверточной» стратегии. Логика чиновников последних лет сводилась к формуле: зачем производить, если можно закупать. Для России это грозит утратой экономического и технологического суверенитета. Это происходит, несмотря на наличие в России более чем конкурентоспособных разработок. Большая часть этих разработок нужна не только для извлечения прибыли и пополнения национального бюджета, но и для решения стратегических задач Русской цивилизации. Например, для форсированного развития среднемагистральной и малой авиации, без чего невозможно освоение Севера, Сибири и Дальнего Востока (возрождение таких проектов как «Руслан», «Ан‑2»), для строительства истребителей и вертолетов нового поколения, для развития транспорта с экранным эффектом.
Кроме того, высказывание вице-премьера означает возможный конец «суперджетовщины», как убыточной формы государственных инвестиций. Так в среде профессиональных авиаторов окрестили политику создания новых брендов, перед которыми ставились сомнительные задачи. Самолет «Суперджет», недавно потерпевший очередную катастрофу в Исландии, создавался для завоевания европейского рынка в заведомо непопулярном сегменте. В его конструкции присутствует значительная доля иностранных деталей. При этом внутренний рынок был отдан западным конкурентам на льготных условиях, а российские авиаторы практически не получают заказов. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти на сайт корпорации «Туполев», где заказ одного самолета в полугодие позиционируется как новость, а запуск новых моделей в серийное производство ожидается с надеждой.
Педалирование темы об обращении к национальным брендам без сомнительных аббревиатур не случайно появилось в риторике Рогозина. Есть надежда, что от вкладывания бюджетных богатств в авантюрные проекты страна перейдет к развитию русской промышленности, которое не мыслимо без национального авиастроения.
По сообщению СМИ
Вице-премьер Дмитрий Рогозин: Российскому авиастроению нужна новая стратегия развития
Вице-премьер Дмитрий Рогозин: Российскому авиастроению нужна новая стратегия развития