В статье «К 25-летию ВРНС: экономика и нравственность», анализируя тему нравственности этики в экономических, трудовых и социальных отношениях, говорилось о кодексе этики национального хозяйствования.
Таким кодексом, стал «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании», принятый на VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004), который, напомню, включает в себя десять пунктов и, которые по праву можно назвать Декалогом хозяйствования.
Десятый пункт заключает в себя мысль об уважении института собственности и звучит следующим образом: X. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.
Как известно, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Содержанием права собственности являются права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, где, в свою очередь, под «имуществом» понимаются:
- недвижимое имущество (недвижимость) - земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания;
- движимое имущество - вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги.
Как указано в пункте 4 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации права всех собственников защищаются равным образом.
Процитированное выше положение Гражданского кодекса Российской Федерации полностью соответствует пункту 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Однако, реалии наши таковы, что к 2018 году вся жизненно важная для каждого из нас, я имею ввиду граждан, «частная собственность» - имущество (движимое и недвижимое), принадлежащее нам на праве собственности, обременено разного рода налогами (федеральными, региональными и местными), в частности:
- налогом на доходы физических лиц (федеральный налог);
- транспортным налогом (региональный налог);
- земельным налогом (местный налог);
- налогом на имущество физических лиц (местный налог).
В отличие же от такого же жизненно важного имущества государственной или муниципальной формы собственности, например, зданий (строений), земельных участков, транспортных средств, которые задействованы в системе управления, о чем будет сказано ниже, которые вполне разумно никакими налогами (сборами) не облагаются.
В этой связи выглядит несправедливым налогообложение граждан (физических лиц) в отношении принадлежащего им на праве собственности единственного жилья, единственного земельного участка, единственного жилого дома, единственного транспортного средства, которые являются для человека, членов его семьи и всех, кто находится у него на попечении жизненно важными и необходимыми.
Здесь уместно вспомнить статью 2 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Видится также важным процитировать статью 25 Всеобщей Декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН, в которой говорится, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».
Как видим, ЧЕЛОВЕК, а также его права относятся к понятию «ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ», но на деле выгладит все иначе: государство не только не обеспечивает этих прав, оно всячески пытается их обременить так называемыми «законно установленными налогами».
Конечно, можно возразить, что мол налоговое законодательство предоставляет определенным категориям граждан соответствующие льготы, в том числе освобождает гражданина от уплаты налога на имущество физических лиц, под которым понимаются также квартиры, дома, комнаты. Однако, в этом видится несправедливость, поскольку в праве на единственное жилье (дом, квартиру, комнату), единственный земельный участок, единственное транспортное средство равны все без исключения граждане.
Данное право должно быть абсолютным, не может и не должно быть подвержено никакими налогообложениями, поскольку «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Для примера и сравнения приведу две выдержки из Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, из главы 30 «Налог на имущество организаций» и главы 32 «Налог на имущество физических лиц».
В первом случае, в статье 374 НК РФ (подпункт 2 пункта 4) предусмотрено, что не признаются объектами налогообложения имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Во втором случае, речь идет о налогоплательщиках - физических лицах, обладающих правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в силу статьи 401 НК РФ, а именно:
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
При этом, дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Как видим, поименное в статье 401 НК РФ имущество, как объект налогообложения, очевидно относится к жизненно важным для гражданина (физического лица) объектам как по смыслу Всеобщей декларации прав человека, так и по смыслу Конституции Российской Федерации и такое имущество должно быть освобождено от любого налогообложения, если, конечно же, это имущество не вовлечено в предпринимательскую деятельность.
Поскольку выше я поименовал виды налогов среди которых первым указан «налог на доходы физических лиц» или сокращенно – НДФЛ, то мне и здесь хотелось бы также высказать свою позицию в контексте вышесказанного и, особенно, о необходимости со стороны государства уважать институт собственности и не посягать на его собственность в том случае, когда эта собственность обеспечивает право ЧЕЛОВЕКА на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи (статья 25 Всеобщей декларации прав человека).
Полагаю, что необходимо исключить из налогообложения такой годовой доход человека, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и членов его семьи и, в первую очередь, несовершеннолетних детей, что соответствовало бы положениям Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации.
Возникает вполне логичный вопрос: о каком размере необлагаемого дохода идет речь? Ответ простой. Многие годы каждый из нас сталкивается или хоть раз слышал такое словосочетание как «прожиточный минимум», под которым в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ понимается «стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы».
Тем же законом установлено, что в прожиточный минимум на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом, - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Как правило, размер прожиточного минимума изменяется 2-4 раза в год, в зависимости от региона РФ, и устанавливается на душу населения и отдельно для трудоспособного населения, пенсионеров и детей.
Очевидно, что государство, устанавливая прожиточный минимум, гарантирует человеку необходимые для сохранения его здоровья и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания (определение потребительской корзины).
Возможно, введение понятия «прожиточный минимум» является закрепление в правовой системе России изложенного в статье 25 Всеобщей Декларации прав человека права каждого человека иметь «такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».
Более 10 лет назад, на XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007), заявлялось о необходимости сокращения разрыва между богатыми и бедными, говорилось о том, что это должно стать «приоритетом государственной экономической политики».
Тогда же, говорилось «о недопустимости резкого увеличения налога на жилье» в соответствии с определяемой рыночной стоимостью недвижимости, поскольку такое повышение «ударит не по богатым, а по бедным, не даст оформиться среднему классу. Многие люди получили свое жилье еще при прежней социально-экономической системе, а сегодня могут оказаться перед необходимостью платить налог по рыночной цене и в результате лишиться крыши над головой или средств на самые необходимые расходы».
К сожалению, сегодня социально-экономическая ситуация в России куда хуже, чем она была в 2007 году.
Для сравнения, хочу напомнить об одном историческом факте почти 30-леней давности. 1 июля 1990 года в соответствии с Постановлением ВС СССР от 23.04.1990 N 1446-1 вступил силу Закон СССР от 23.04.1990 N 1445-1 «О поэтапной отмене налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР».
Статьей 1 данного закона было отменено взимание налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР с рабочих, служащих и приравненных к ним по налогообложению подоходным налогом граждан, получающих заработную плату и другие виды денежного вознаграждения и выплаты по месту основной работы (службы или учебы), не превышающие 100 рублей в месяц включительно.
Этим же Законом была введена в СССР прогрессивная шкала налогообложения, что соответствовало налоговым системам ведущих стран мира, поскольку как показал тогда опыт, именно такая практика снимает социальную напряженность, преодолевает пропасть между бедностью и богатством.
К сожалению, в вопросе о налогообложении минимальных доходов гражданина (физического лица), подпадающих под понятие «прожиточный минимум» имеет место быть объективная несправедливость, имеет место быть посягательство на жизненно важную для ЧЕЛОВЕКА собственность.
Под «справедливостью», как базисной ценностью понимается политическое и социальное равноправие, справедливое распределение плодов труда, достойное вознаграждение и справедливое наказание, должное место каждого человека в обществе, а нации – в системе международных отношений (XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011).
Член Бюро Президиума ВРНС
В.А.Веремчук
P.S. Закон СССР от 23.04.1990 N 1445-1 "О поэтапной отмене налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР".