Почетными участниками мероприятия стали Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский; заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель Общероссийской общественной организации «Общество содействия русскому историческому развитию «Царьград»» Константин Валерьевич Малофеев; руководитель Администрации губернатора Пермского края губернатор Пермского края Александр Николаевич Смертин. Российский философ, политолог, социолог, переводчик и общественный деятель Александр Гельевич Дугин принял участие в форуме в формате видеоконференции.
В мероприятии также приняли участие члены Пермского регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора, представители власти, общественности, образовательных структур и бизнеса Пермского края.
Форум начался с торжественной церемонии подписания ряда соглашений. Были подписаны следующие документы: соглашения о сотрудничестве между Департаментом образования администрации города Перми, АНОО «Гимназия Святителя Василия Великого» (Московская область) и ЧОУ «Русская классическая школа «Андреевская» г. Перми — по вопросам инновационной деятельности в рамках федеральной инновационной образовательной площадки; соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и науки Пермского края и Общероссийской общественной организацией «Общество содействия русскому историческому развитию «Царьград» — в области исторического просвещения, возрождения культуры и воспитания молодежи; а также соглашения о сотрудничестве между Пермским краем и Международной Общественной организацией «Всемирный русский народный собор» (ВРНС) — в области образования, науки и просвещения.
Затем, открывая тематическую часть форума, к участникам мероприятия обратился Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский:
— Уважаемые участники форума, представители государственной власти, отцы, братья и сестры!
Современный секулярный мир бросает всё новые вызовы обществу, построенному на евангельских принципах. На протяжении ряда десятилетий мы видим, как либеральное общество пытается новыми ценностями подменить культурные и нравственные традиции нашего Отечества.
Все чаще резкой критике подвергается и нравственное учение Православной Церкви.
Пытаясь переформатировать некогда христианское общество, современный либерализм призывает к толерантному отношению ко всем.
Во главу угла ставятся идеи свободы и прав человека. Однако, развивая эти идеи, западное общество приходит к новому идеалу личности. На смену ответственного за судьбу своего Отечества гражданина, готового встать на защиту Родины и без раздумий положить душу свою за други своя (Ин. 15:13), приходит феминизированная личность, полностью свободная как от своего пола, так и от семейных, нравственных, общественных обязанностей и ценностей. Идеалом становится не достойный гражданин и примерный семьянин, готовый защищать свою страну, а человек, который живет ради личного потребления.
Заложником подобных преобразований становится и система духовно-нравственного и патриотического воспитания, как на Западе, так и в России. На протяжении последних трех десятилетий мы являемся свидетелями реформы российского образования, системы патриотического и нравственного воспитания. Вместо разрушенной в 90-е гг. XX в. системы воспитания в российской школе не было предложено какой-либо альтернативы. Более того, образовательные учреждения – как места оказания «образовательной услуги» – практически полностью утратили свою воспитательную функцию.
Эти процессы до настоящего времени порождают целый ряд деструктивных тенденций в духовной и нравственной жизни нашего общества. Результатом реформ становится все большая утрата идеалов и ценностей, которые были воспитаны в русском народе Православием. Стремление к духовному и нравственному развитию и совершенствованию подменяется стремлением к поиску телесных удовольствий и наслаждений.
Ещё в 1993 г. в Обращении I Всемирного Русского Народного Собора было отмечено, что односторонняя ориентация на западноевропейскую модель развития и западных партнеров, навязываемая извне, не соответствует ни религиозно-этической системе ценностей русского народа, ни ценностным ориентациям других народов Российской Федерации и в итоге лишь подрывает государственное единство самой Российской Федерации…
Желание угнаться за западными моделями образования и воспитания, к сожалению, привело не только к внедрению в российскую школу системы тестирования, и разрушению системы воспитания, но и к развитию субкультуры школьных стрелков. Отсутствие системы нравственного и патриотического воспитания, привития ребенку ценностных ориентиров приводит к тому, что не школа и общество воспитывают ребенка, а различные псевдокультуры.
В этих условиях особое значение приобретает диалог Церкви, общества и государства. Создание Всемирного Русского Народного Собора – это ответ российского общества на вызовы современности. Важно, что собор стал местом диалога, в котором участвуют представители духовенства, государственные, политические и общественные деятели.
Православная Церковь бережно хранит огромный опыт духовно-нравственного и патриотического воспитания. Если мы обратимся к истории, то увидим, что в конце XIX в. в России, благодаря совместным усилиям Церкви и государства, была создана и активно развивалась система церковно-приходских школ. Образовательный процесс в этих школах был основан на сочетании учебной и воспитательной работы. Особое внимание уделялось духовно-нравственному воспитанию детей, развитию веры, чувства добра, положительных навыков.
Столетиями основой для духовно-нравственного воспитания нашего народа была православная традиция. Через приобщение к ней воспитывались в людях доброта и честность, любовь к своим родителям, к своей малой Родине, к своему Отечеству. Государство Российское, его культура, уклад жизни народа складывались на основе евангельского благовестия. Православие стало определяющим фактором в развитии всех сторон жизни России.
Отметим, что на территории Пермской епархии реализуется несколько крупных проектов, связанных с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием детей и молодежи.
В 2022 г. двадцатилетний юбилей отмечает Пермская православная классическая гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского.
В соответствии с целями традиционной российской православной педагогики перед гимназией была поставлена задача по религиозно-нравственному воспитанию детей на основе духовных ценностей православия.
В этом мы опираемся на высказывание классика российской педагогики — Константина Дмитриевича Ушинского, который сказал, что нам не следует копировать нравы и поведение других народов, мы лишь можем заимствовать некоторые методы и средства, свойственные им, которые будут способствовать развитию своей самобытной культуры и традиции воспитания.
В нашем регионе активно развивается образовательная площадка «Русская классическая школа», как в городе Перми, так и по всему Пермскому краю. Подобное современное альтернативное образование сегодня, как никогда, актуально для неравнодушных родителей, чьи дети находятся на семейном обучении.
В авангарде движения выступает «Андреевская» классическая школа города Перми. Концепция деятельности Школы — сохранение культуры семьи и традиционных духовных ценностей русского народа, воспитание и обучение детей и подростков в лучших традициях отечественной педагогики с использованием новых и классических образовательных методов.
Большую работу в области духовно-нравственного и патриотического воспитания ведут церковно-приходские воскресные школы Пермской митрополии.
Подобная системная работа невозможна без активного соработничества Церкви и государства. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви – документе, формулирующем базовые положения учения Церкви по вопросам церковно-государственных отношений, говорится о том, что к областям взаимодействия Церкви и государства относятся вопросы сохранения нравственности в обществе, духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание.
В последние десятилетия продолжает развиваться процесс гармонизации общественных церковных и государственных отношений. Церковь, общество и государство находят новые точки соприкосновения, новые формы совместной работы. Важно понимать, что эта большая и серьезная работа направлена на благо нашего общества, нашего земного Отечества.
Руководитель Администрации губернатора Пермского края Александр Николаевич Смертин зачитал приветствие губернатор Пермского края Дмитрия Николаевича Махонина к участникам форума. В частности в обращении было сказано:
— Всемирный Русский Народный Собор занимается возрождением традиционной российский духовности и нравственности, консолидирует общество на основе патриотизма, решает задачи воспитания подрастающего поколения, реализует духовно-образовательные и поддерживает социально ориентированные инициативы. Цели, которые были актуальны тридцать лет назад, остаются важными и по сей день.
В своем выступлении на форуме заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель Общероссийской общественной организации «Общество содействия русскому историческому развитию «Царьград»» Константин Валерьевич Малофеев особо отметил важность русской православной консервативной идеологии в стратегическом развитии нашей страны на десятилетия вперед:
— Именно эта миссия проявляется сегодня, когда Россия открыто противостоит западным сатанинским силам. От нашей победы зависит будущее не только земли русской, но и всего мира. И эту победу важно приближать как на поле боя, так и интеллектуально – на площадках Всемирного Русского Народного Собора, — подчеркнул спикер.
Александр Гельевич Дугин, выступивший в формате видеосвязи, раскрыл роль России на мировой арене как Империи, Катехона, «удерживающего» (2 Фес. 2;7) все человечество от падения в бездну, от кончины мира.
Во время проведения форума была организована online-трансляция мероприятия, которую посмотрели порядка пяти тысяч человек.
Ссылка на видеотрансляцию I пермского форума «Православие и мир в XXI веке».