В рамках форума участники обсудили аспекты взаимодействия государства и религиозных организаций в области социологии, осмысления истории многонационального государства и биоэтики.
Открылось мероприятие в духовно-просветительском центре Александро-Невской лавры «Святодуховский», где с приветственным словом к аудитории обратился директор Северо-Западного института управления РАНХиГС В.А. Шамахов. Владимир Александрович отметил, что данный форум посвящен обсуждению достаточно спорных отношений, которые возникают между государством и религиозными организациями. По его словам, к данной проблематике относится ряд вопросов: граница автономии религиозных организаций, предел социальной ответственности общин и существование государственной идеологии.
Затем собравшихся поприветствовал ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан, который напомнил, что основой плодотворных отношений между Церковью и государством является взаимное доверие и открытость к диалогу. По словам владыки Силуана, проявлением именно такого подхода является данный форум, который позволяет обменяться мнениями и услышать друг друга.
Также к участникам форума обратился сопредседательСанкт-Петербургского регионального отделения ВРНС митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, приветственный адрес которого зачитал председатель отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин.
Двухдневную программу научного мероприятия открыло пленарное заседание, на котором первым с докладом «Роль святого Александра Невского в политическом самосознании России» выступил директор Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. Герцена Р.А. Соколов. Автор провел аналогию между исторической обстановкой, в которой находился святой Александр Невский, и теми обстоятельствами, в которых находится сейчас Россия. Роман Александрович привел примеры дипломатической и военной гибкости благоверного князя, деятельность которого была направлена на стабилизацию отношений Руси как с западными, так и с восточными соседями.
С докладом «Актуальные вопросы современной публичной церковно-государственной повестки дня» выступил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе. В своем сообщении докладчик затронул наиболее часто возникающие вопросы в диалоге Церкви и государства, к которым отнес проблему гендерной идеологии, мифологизацию противостояния религии и науки, а также невозможность с церковной точки зрения одобрения технократического подхода к использованию биотехнологий для воспроизведения человеческой популяции.
Далее доклад «Деструктология, квазирелигиозность и парасектанство в современной России» прочитал руководитель Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, заведующий лабораторией деструктологии Московского государственного лингвистического униеврситета Р.А. Силантьев. Ученый затронул вопросы формирования идеологии, существование которой неравозможно без религиозного фундамента. Докладчик рассказал, каких псевдорелигиозных течений и деструктивных культов стоит опасаться современным молодым людям, чтобы сохранить свое физическое и психическое здоровье. Роман Анатольевич проиллюстрировал доклад примерами разрушающего воздействия таких направлений как сатанизм, неоязычество, конспирология и сфера магических услуг.
Завершил пленарное заседание начальник отдела по связям с религиозными объединениями при Администрации губернатора В.Г. Иванов. Он выступил с докладом «Современное состояние государственно-конфессиональных отношений на примере Санкт-Петербурга». Владимир Георгиевич отметил, что государство обращается к религиозным организациям как к консервативным институтам, способствующим стабилизации межнациональных и внутригосударственных отношений. Также докладчик рассказал, какой вклад в культурное развитие общества внесли представители различных религиозных общин.
Затем научное мероприятие продолжило свою работу в очно-дистанционном формате, разделившись на тематические секционные заседания, организованные на базе СПбДА и Северо-Западного института управления РАНХиГС.
Организатором молодежной секции «Религия: образы, коммуникации, тенденции» выступил студенческий научный кружок исследования государственно-конфессиональных отношений при лаборатории россиеведения, евразийства и устойчивого развития РАНХиГС. Модерировал мероприятие директор проекта лаборатории россиеведения, евразийства и устойчивого развития В.Д. Коваленко. Собравшиеся обсудили взаимоотношение государственной политики и религиозных учреждений на примере Ватикана, США и Казахстана. Также состоялась дискуссия в области социального служения Церкви в армии и тюрьмах России. Отдельной темой обсуждения стал вопрос религиозного основания для терроризма на Ближнем Востоке.
Ведущим онлайн-заседания секции «История государственно-конфессиональных отношений» стал кандидат богословия, помощник проректора по научно-богословской работе СПбДА священник Владислав Малышев. Участники проследили процесс преобразования взаимоотношений государства и Церкви в разные исторические эпохи — от Киевской Руси до СССР. Особенно докладчиков привлекло время правления Петра I, в частности, мотивы христианизации Сибири и синодальная реформа, проводимые в этот период.
Работа секции «Современное состояние государственно-конфессиональных отношений» началась с рассмотрения структуры деятельности религиозных организаций на территории современного Китая, Японии и Греции. Докладчики посвятили свои сообщения правовым и этическим аспектам деятельности Церкви и сект в России. Работу площадки возглавила профессор, исполнительный директор Межвузовского координационного центра СПбДА О.Л. Церпицкая.
В роли ведущих секции «Народные религии, религии народа: традиции России и зарубежья» выступили протоиерей Александр Пелин и и.о. директора Гуманитарного института Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Д.Е. Крапчунов. Участники данного сектора проследили религиозные традиции коренных народов страны в изобразительном искусстве и литературе. Также во время обсуждения был поднят вопрос преподавания религиозной культуры школьникам.
Второй день конференции начался с работы молодежной секции «Секулярность и постсекулярность» (модератор — старший преподаватель РАНХиГС и Русской христианской гуманитарной академии Н.К. Сюндюков). Исследователи представили сообщения, посвященные пониманию религии в контексте постмодерна на примере работ американского философа Джона Капуто. В ходе обсуждения докладов участники попытались определить допустимые границы деятельности Церкви и государства в современном мире и меру влияния политики на религиозные объединения.
Секция «Участие общества в государственно-конфессиональных отношениях: от диалога к полилогу» была посвящена деятельности Церкви в информационном пространстве. Участники обсуждения пытались наметить цели и задачи православных медиа. Примером для обсуждения послужили телеканал «Спас» и активное присутствие Сербского Патриарха Порфирия в Instagram. Также докладчики заседания обратили внимание на частные примеры взаимодействия органов власти и религиозных организаций в разных областях России. Модераторами выступили кандидат социологических наук, доцент СПбГУ Е.В. Родионова и старший преподаватель, директор проекта Лаборатории россиеведения, евразийства и устойчивого развития РАНХиГС В.Д. Коваленко.
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой южноазиатских исследований Восточного факультета СПбГУ В.Н. Колотов возглавил работу секции «Насилие и религия: реальное и символическое». Главной темой обсуждения стали вооруженные конфликты на Ближнем Востоке. Докладчики попытались определить религиозные предпосылки для насилия, опираясь на антропологию, общемировую и библейскую историю.
Во второй день в рамках форума в СПбДА прошел круглый стол «Религия и биоэтика». Модератором научного мероприятия выступил ректор академии епископ Петергофский Силуан. В начале мероприятия докладчики определили актуальный круг проблем, связанных с областью биоэтики: отношение верующих к экстракорпоральному оплодотворению и модификации генома человека, а также допустимость использования человеческих эмбрионов при производстве медикаментов. Затем авторы занялись поиском решений и ответов, рассматривая позицию Русской Православной Церкви и знакомясь с практикой разных государств. В своих умозаключениях исследователи опирались на современные нормативные документы Церкви, а также на законодательные акты европейских стран и России.
Пресс-служба СПбДА/Патриархия.ru