Нашей стране необходим единый федеральный орган власти, который будет контролировать иностранную рабочую силу — чтобы в Россию въезжало мигрантов не столько, сколько сможет, а сколько стране действительно необходимо. При этом нужно усиливать ответственность работодателей — они обязаны обеспечивать контроль за поведением иностранных рабочих в стране и гарантировать их выезд по окончании трудового контракта. Как отсеивать мигрантов-преступников и как наказывать продавцов липовых дипломов об окончании иностранцем курса на знание русского языка, нашему изданию рассказал заместитель председателя Госдумы Петр Толстой.
- Петр Олегович, после теракта 22 марта активно обсуждаются предложения по ужесточению контроля за мигрантами. Одно из них касается запрета на въезд в Россию иностранцев, которые когда-либо совершали тяжкие и особо тяжкие преступления. Согласны ли вы с этим?
- Это, безусловно, нужно делать. Наш президент призвал высказывать предложения по наведению порядка в борьбе с незаконной миграцией и по упорядочению трудовой миграции. В России, конечно же, пребывание мигрантов с судимостью нежелательно.
Хочу напомнить, что в Таджикистане в последнее время последовательно проводилась амнистия не только для тех, кто отбывал наказание в местах лишения свободы, но и для тех, кто вернулся из Сирии и наказание за совершенные преступления не отбывал. Речь идет о десятках тысяч амнистированных правительством Таджикистана граждан, которые фактически на территории России имеют те же права, что и граждане нашей страны. Считаю такое положение вещей недопустимым.
- Как осуществлять контроль за тем, чтобы не пускать к нам мигрантов с судимостью или других людей, которые хотят у нас заработать, но их пребывание в России нежелательно или запрещено?
- В России должен быть единый орган, главной задачей которого станет контроль трудовой миграции. Въезд мигрантов должен осуществляться только по заказу и под ответственность работодателя. Считаю, здесь нам надо принимать более жесткие меры, потому что сейчас мы, по сути, имеем неконтролируемую миграцию и фактически открытые границы с республиками Центральной Азии. А эти страны уже давно являются не только источником рабочей силы, но и источником различных экстремистских проявлений на территории России. Поэтому, конечно, нужен единый орган, нужно усиление ответственности работодателя и нужен целый ряд политических решений, которые избавят Россию от нынешней ситуации. О том, что ситуация далека от нормальной, говорит и глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Число тяжких преступлений, совершаемых мигрантами, стремительно растет (ранее глава СК заявил, что по итогам 2022 года количество возбужденных уголовных дел по тяжким преступлениям, совершенным мигрантами, в пять раз превышает аналогичный показатель 2021 года, а убийств, совершенных мигрантами, по итогам 2023 года стало больше на 18 процентов).
- Вы упомянули о ряде политических решений, которые надо предпринимать в сфере миграции. Могли бы конкретизировать, какие именно решения здесь, на ваш взгляд, нужны?
- Нужно полностью пересмотреть принципы привлечения трудовых мигрантов. Для этого необходимо избавиться от системы трудовых патентов и заменить ее на организованный набор работодателем. Это остановит бесконтрольный поток иностранцев, поскольку в Россию въедет не столько, сколько сможет, а столько, сколько нам нужно. Кроме того, работодателю необходимо контролировать, чтобы мигрант покидал Россию после окончания трудового договора. На приглашающую иностранцев организацию должна быть возложена и обязанность финансировать выезд нанятого им иностранного работника, причем такие гарантии должны даваться еще до того, как он приехал в Россию.
Еще один важный принцип — мигранты, которые приехали в Россию работать, не должны иметь права на получение ни вида на жительство, ни тем более гражданства РФ. Во многих арабских странах эта система работает именно так, и никто при этом не возмущается.
Кроме того, стоит установить возможность ограничения на перемещение мигрантов по территории страны и даже региона, в котором они работают. Иначе рано или поздно они променяют стройку в Сибири на работу курьером в Москве.
- Сегодня также говорят, что надо пересмотреть условия принятия мигрантов из Средней Азии в гражданство РФ. Как на это смотрите?
Вопросы, касающиеся двусторонних соглашений России с постсоветскими республиками, действительно, есть. Например, договор о двойном гражданстве с Таджикистаном. Он был подписан еще при Ельцине в очень сложное для России время. А сейчас он нам, безусловно, невыгоден. Дело в том, что соглашение подразумевает возможность получения российского гражданства теми, кто проживает на территории Таджикистана. Тогда речь шла о примерно 495 тысячах русских, проживающих в этой стране и желающих переехать в РФ. Сегодня на территории Таджикистана таких людей проживает меньше пятидесяти тысяч. Соглашение о двойном гражданстве сейчас действует в обратную сторону для нас — таджики, приезжающие в Россию, массово покупают дипломы о прохождении курсов на знание русского языка и массово получают гражданство РФ. В него только за последние несколько лет уже принято более четырехсот тысяч таджиков. Поэтому, безусловно, сама процедура принятия в гражданство нуждается в корректировке и в ужесточении.
Здесь есть еще один момент, на который мало кто обращает внимание. В России существует право на труд, равное для всех граждан и неграждан, которые находятся на территории России. Но, по сути, в возможности работать мы ограничиваем только собственных граждан. Гражданин России имеет доступ к работе только по окончании девятого класса и только после сдачи ОГЭ. При этом мигранту из того же Таджикистана, чтобы получить работу, не надо сдавать ОГЭ. И очень хорошо было бы такому ведомству, как Рособрнадзор, применить всю свою жесткость и весь свой опыт, которые они отточили во время сдачи ЕГЭ и ОГЭ, к миграционной тематике. И заняться тем, чтобы реально экзаменовать на знание русского языка всех, кто потом, работая в России и совершая даже малейшие правонарушения, тут же требует переводчика. Вот с чем надо разбираться - методично, шаг за шагом, с четким пониманием того, в чем именно сегодня заключается запрос российского общества, наших избирателей.
- Сегодня ряд экспертов предлагает проверить выданные гражданам среднеазиатских республик российские паспорта на предмет незаконного коррупционного содействия со стороны отдельных сотрудников и также все выданные мигрантам документы о сдаче экзамена на знание русского языка. Как считаете, эта мера будет реализована?
- Проверка таких документов — дело крайне кропотливое. И, честно говоря, не представляю, чтобы в Правительстве на это сегодня согласились. Другое дело, что, когда у нас раздаются визитки с объявлениями типа «купи диплом по русскому языку и получи порцию плова в подарок», это необходимо прекращать. Это ненормальная ситуация. И ответственность здесь лежит в том числе на Минобрнауки — у нас же есть уполномоченные вузы, всего их 14, которые должны принимать экзамены по русскому языку у мигрантов. Но они отдают это дело на «аутсорсинг». В данном случае за этим прекрасным словом скрываются диаспоры и торговцы липовыми сертификатами. В итоге мы получаем не только незнание русского языка и нашей истории мигрантами, мы получаем их неуважение к стране пребывания.
Именно на этой основе в России создаются этнические анклавы, целые гетто. В некоторых наших школах в классах уже по тридцать человек детей мигрантов, для которых Минпросвещения вводит годовые дополнительные курсы, чтобы они хотя бы чуть-чуть овладели русским языком. Вот до чего мы довели ситуацию с миграцией.
- Какая ответственность должна применяться за подделку дипломов о знании русского языка?
- Уголовная, как за подделку документов. Она в законе, кстати, предусмотрена.
- Почему она сейчас не работает?
- По всей видимости, проще дать взятку, чем соблюсти закон. И такая ситуация неприемлема. Что касается работодателей, которые очень беспокоятся о потоке рабочей силы в Россию, то им надо брать на себя ответственность за приезд этой силы, за сдачу всех экзаменов и анализов мигрантами, за сдачу биометрии, за то, чтобы сведения о приезжих фиксировались в единой системе учета, за медицинское обслуживание и страхование мигрантов. И, конечно, за их выезд по окончании трудового контракта.
- Есть пример ОАЭ, где мигрантам, которых в стране большое количество, запрещается въезжать в страну семьями. В России такой подход можно закрепить на уровне закона?
- Не вижу никаких проблем. В Эмиратах 87 процентов живущих там людей — это мигранты. И там, кстати, есть система ответственности работодателя за каждого привезенного иностранца. Когда при любом нарушении закона страны человек уезжает без права возвращения в ОАЭ. При этом у них нет проблем с рабочей силой и не возникают пакистанские, филиппинские или индийские диаспоры.
Автор: Никита Вятчанин
В России предлагают запретить въезд мигрантов с уголовным прошлым
Петр Толстой / фото: © Игорь Самохвалов/ПГ
12 апреля 2024 г. Парламентская газета
Заместитель Председателя Госдумы, сопредседатель Московского отделения ВРНС Петр Толстой уверен, что пришло время менять систему труда иностранцев в нашей стране.
Заместитель Председателя Госдумы, сопредседатель Московского отделения ВРНС Петр Толстой уверен, что пришло время менять систему труда иностранцев в нашей стране.