К такому выводу пришли участники международной конференции «И. А. Ильин об исторической судьбе русского народа. Духовный смысл права, учение о правосознании, сущность и своеобразие русской культуры», завершившей свою работу в Российском православном университете.
31 мая 2013 года в актовом зале Российского православного университета на Новой площади прошло итоговое пленарное заседание международной научной конференции «И. А. Ильин об исторической судьбе русского народа. Духовный смысл права, учение о правосознании, сущность и своеобразие русской культуры», посвященной 130-летию со дня рождения великого русского философа.
Организаторами проходившей с 29 по 31 мая 2013 года конференции выступили Всемирный Русский Народный Собор и журнал «Русский колокол. Журнал волевой идеи», издаваемый Благотворительным фондом «Христианин». Соорганизаторами являлись Российский православный университет и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
Конференция собрала крупнейших специалистов — исследователей творчества философа Ильина из России, США и стран Западной Европы, научным куратором конференции выступил профессор Ю. Т. Лисица, составитель и комментатор единственного в России полного собрания сочинений И. А. Ильина. В работе международного форума приняли участие глава Министерства регионального развития Российской Федерации Игорь Слюняев, cтатс-секретарь — заместитель Министра культуры РФ Григорий Ивлиев, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, члены Бюро Президиума ВРНС, ректор Российского православного университета (РПУ) игумен Петр (Еремеев).
Российские и зарубежные участники конференции в своих выступлениях неоднократно подчеркивали, что наследие И. А. Ильина — это не только часть прошлого России, но и ее опора в поиске путей в будущее, по которому страна призвана идти собственным путем, избегая слепого копирования опыта других государств, опираясь на собственные силы, традиции, ценности и мироощущение. Также было указано, что интеллектуальное наследие И. А. Ильина является глобальным явлением в философии и теории юриспруденции, представляя собой ценность не только для России, но и для всего человечества.
Перед началом итогового заседания с приветственным словом к собравшимся обратился ректор РПУ игумен Петр (Еремеев). С докладами выступили профессор Уильям Батлер, один из ведущих западных специалистов в области права России, СССР и постсоветских стран, профессор Дикинсон-колледжа (США) Филипп Гриер, профессор Роберт Вильямс, правовед и политолог Андрей Окара, доцент кафедры теории и практики государственного управления Высшей школы экономики Даниил Цыганков, профессор права Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова Владимир Томсинов, профессор Высшей школы по гражданским и международным делам (Канада) Пол Робинсон, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Высшей школы экономики, профессор Михаил Краснов, заведующий кафедрой религиоведения миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Юрий Лисица, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Сергей Чурсанов, координатор экспертного совета клуба «Российский парламентарий» при Государственной Думе Российской Федерации, кандидат социологических наук Виталий Журавлев и другие.
Профессор Филипп Гриер, комментируя совместный с профессором Батлером перевод книги И. А. Ильина «О сущности правосознания» на английский язык, обратил внимание на то, что в этой работе русский философ смог предложить выходы из глубокого кризиса западной политической философии и философии права в вопросах легитимности государства и возможности верховенства закона.
«Мне кажется, что Ильин вернулся к работе над этой книгой в 1953 году и закончил ее, потому что он глубоко верил, что какому-то будущему поколению россиян потребуется эта особая концепция правосознания, когда они приступят к созданию своего постсоветского государства» — подчеркнул Филипп Гриер.
В представленном заочно докладе начальника кафедры криминологии Московского университета Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, доктора юридических наук Марианны Анатольевны Кочубей описывалась проблематика философии войны в контексте современности, когда войны бывают локальные, инсургентские, партизанские, сетевые и террористические. Эта специфика требует адекватного философского осмысления как с точки зрения целеполагания и функциональности, так и с точки зрения необходимости и допустимости отступлений от гуманитарных институтов.
По словам М. А. Кочубей, «совершенно логичным представляется обращение к философии Ивана Ильина, в том числе к его философии войны» в ситуации, когда рассуждения о философии войны перестали быть академическими, а Россия столкнулась с целым рядом угроз военно-политического характера. «Война зовет тебя защищать свободу твоей жизни от насилия поднявшихся врагов-иноземцев», — процитировала Ильина М. А. Кочубей.
Михаил Краснов в своём докладе «Христианское мировоззрение и права человека» подчеркнул, что в основе множества законов и правовых установок, которые считаются достоянием последнего времени, обнаруживаются христианские принципы. «Естественный закон — это не обязанности человека перед Богом, ибо Бог не нуждается ни в чем. Это — базовые правила социальной жизни человека после первородного греха, оберегающие от превращения человека в зверя. Эти правила регулируют не только отношения с Небесной «инстанцией», но и отношения в социуме, в т. ч. человека с государством, которое вовсе не является проекцией Небесного Царства хотя бы уже потому, что последнее основано на абсолютной любви, которую не в состоянии проявлять никакая земная система, созданная людьми. Однако, поскольку мир лежит во зле, постольку ему нужны внешние правила поведения, правила взаимоотношений между людьми, которые в противном случае погубят друг друга. Эти правила в состоянии обеспечить лишь государство. Но от этого оно не обретает сакральности. Напротив, как сугубо человеческое устроение, государство само может превратиться в источник зла. Чтобы этого не произошло, необходимы защитные механизмы, оберегающие человека от железной пяты государства. Это и есть права человека, обеспечивающие хотя бы в минимальной степени человеческое достоинство, которое Бог даровал каждому. Извращение этих прав — путем ли расширения их перечня или путем расширения их содержания — нельзя расценивать как порочность самих прав. Такие процессы требуют только иного — борьбы за соответствие прав человека христианскому пониманию человеческой свободы», — отметил Краснов.
В. Журавлёв, координатор Экспертного совета клуба «Российский парламентарий» отметил, что работы Ивана Александровича Ильина особенно интересны сегодня своей направленностью на рассмотрение принципиальных вопросов, связанных с государственным устройством России и самого российского общества. «Самобытность России Ильин тесно увязывает с представлениями организации оптимальной жизни общества, выходящими за лекало господствующих на Западе представлений. Он отмечает: «Нет и не может быть единой государственной формы, столь совершенной, что она оказалась бы наилучшей для всех времён и народов. Политически зиждальное в одной стране, у одного народа, в одну эпоху — может оказаться разрушительной в других условиях. Поэтому Западная Европа, не знающая Россию, не имеет ни малейших оснований навязывать нам какие бы то ни было политические формы: ни «демократические», ни «фашистские», — подчеркнул Журавлёв.
На завершившейся 31 мая конференции было высказано мнение о создании Центра систематического изучения творческого наследия И. А. Ильина для обучения в нем специалистов в области права, философии, культуры. Популяризация наследия И. А. Ильина, формулирование квинтэссенции его идей в таких формах, которые были бы адаптированы к восприятию современного массового читателя, прежде всего, молодежи — основная задача, являющаяся, по мнению специалистов, важной составляющей работы будущего Центра.
Соб. инф.