«Дело Pussy Riot», достаточно резонансное само по себе, не перестаёт дополнительно удивлять совершенно поразительными интерпретациями, которые сообщают ему разного рода лоббисты подобных деяний. В зависимости от фантазии, хулиганство в Храме Христа Спасителя именуется то неизвестным до того в практике религиозных обрядов «панк-молебном», то невероятно оригинальным протестом против чего-то, или выражением какого-то мнения — сверхординарного и ценного в масштабах если не человечества, то, по крайней мере, всей страны.
Причины, по которым Pussy Riot пытаются не мытьём, так катаньем превратить в лауреатов чего-нибудь весомого, не особенно сложны. Одно дело — неавторитетный, пусть и резонансный хулиган, получивший по делам своим в соответствии со статьями административного и уголовного кодексов, и совсем другое — новатор в искусстве, которого недалёкие правоохранительные органы преследуют сугубо за его гениальность. Как показывает историческая практика, инциденты, подобные случившемуся в Храме Христа Спасителя, являются благодатной почвой и в международном смысле, особенно в тех случаях, когда существование смелого «гения», гонимого косными мирскими и духовными властями, позволяет оправдывать разного рода недружественные экономические и политические шаги по отношению к государству, с которым у «гения» конфликт.
14 сентября стало известно о том, что депутаты Европарламента номинировали участниц Pussy Riot на премию «За свободу мысли» имени Андрея Сахарова. Инициатором выдвижения кандидатур девушек стал депутат от фракции «Зеленые» Вернер Шульц при поддержке ещё 45 депутатов. Премия «За свободу мысли» с 1988 года ежегодно вручается за «защиту прав человека и его основных свобод, развитие демократии и отстаивание верховенства закона, уважение к международному законодательству и защиту прав меньшинств». Очевидно, эти евродепутаты, в отличие от российских фанатов Pussy Riot, видят в хулиганской выходке не просто культурный прорыв, а проявление высших человеческих идеалов.
Сложно сказать, за что из вышеперечисленного «боролись» Pussy Riot. Уж точно не за верховенство закона и уважение к международному законодательству. Нельзя также уверенно сказать, какие конкретно меньшинства ими защищались, как именно развилась демократия, и какие основные свободы отстояли путём танцев на алтаре. Поэтому инициативу Шульца осудили многие коллеги по Европарламенту. В частности, глава делегации Европейского парламента по связям с Россией Кнут Флекенштейн назвал оскорблением тот факт, что никого и никогда не защищавших в любом из предусмотренных премией Сахарова смыслов Pussy Riot отождествили с Нельсоном Манделой и другими выдающимися личностями. «Сколько ни напрягай воображение, трудно представить, каким образом акция, предпринятая в феврале Pussy Riot в Храме Христа Спасителя в Москве, внесла конструктивный вклад в борьбу с нетерпимостью и угнетением», — подвёл итог Кнут Флекенштейн. При этом за скобки был вынесен вопрос: а как быть с чувствами десятков миллионов верующих граждан России и даже атеистов, несмотря на своё отношение к религии полагающих, что содеянное в храме представляет собой существенный вызов всему обществу.
Как сообщается в пресс-релизе Европарламента, протесты и арест трех участниц группы и вынесенный приговор «сделали больше для привлечения внимания к бесцеремонному нарушению гражданских прав в России, чем совершенные ранее убийства журналистов и новые репрессивные законы». Под репрессивными законами понимаются принятые в последние несколько месяцев Государственной Думой законопроекты, приводящие законодательство РФ к большему соответствию законодательствам стопроцентно демократических государств, таких, как США. Но, как говорилось, подобные обеляющие Pussy Riot формулировки не вызвали единодушия даже в Европарламенте.
Что до всей остальной Европы, то отношение верующих к поступку Pussy Riot ещё более конкретно. Власти германского Виттенберга сообщили о намерении наградить фигуранток скандального дела премией... Мартина Лютера. Премия имени Мартина Лютера «За бесстрашное слово» была учреждена 16 городами, с которыми связано имя «отца Реформации» в Германии, и номинация на неё подразумевает сравнимый исторический масштаб личностей.
Евангелистская церковь Германии встретила предложение властей Виттенберга жесточайшей критикой. Известный немецкий теолог Фридрих Шорлеммер заявил, что такое решение стало бы «катастрофическим сигналом». По его словам, возмутителен уже тот факт, что участницы Pussy Riot названы в числе претендентов на получение премии Лютера. «Город Лютера не должен прославлять богохульство», — подчеркнул Шорлеммер. Он добавил, что участницы Pussy Riot устроили провокацию в совершенно неподходящем для этого месте. Другой представитель Евангелистской церкви, уполномоченный по вопросам Реформации и диалога с другими направлениями христианства, Зигфрид Каспарик назвал власти Виттенберга «посмешищем» и заявил, что «выступление» Pussy Riot в храме Христа Спасителя глубоко оскорбило религиозные чувства верующих. Представители фракций Христианско-демократического союза и «Альянса граждан» в городском совете Виттенберга выступили с инициативой отозвать выдвижение Pussy Riot на премию Лютера. Власти Виттенберга не исключают, что решение будет пересмотрено.
Пытаясь представить хулиганство, в зависимости от поставленных задач, в виде прорыва в искусстве, актом политической защиты угнетённых или новой Реформацией, лоббисты бренда Pussy Riot, кажется, не замечают того, что постепенно начинают противостоять не Православию, России или президенту Путину, а своим собственным европейским согражданам. Те всё больше удивляются заявлениям депутатов Европарламента и представителей местных властей, критикующих Россию при том, что сама Европа переживает кризис духовности и морали.
Александр Вишняков
В погоне за тенью
В погоне за тенью