Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества, именно поэтому в рамках проекта на открытых лекциях и на встрече-дискуссии были подняты темы семьи и сохранения традиционных ценностей.
С 10 часов утра в селе Губино на прихрамовой территории церкви Зачатия Иоанна Предтечи проходила встреча-дискуссия на тему «Любовь, семья и верность» с протоиереем Андреем Ткачевым, протоиереем Артемием Владимировым и архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным). В начале мероприятия модератор дискуссии Анна Шафран представила всех участников, после чего слово было передано отцу Андрею. Дискуссию продолжил пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Отец Мелхиседек сказал о значении монашества в жизни семьи, отметив, что христианский идеал у всех, как у монашествующих, так и у семейных людей, един. Для создания и сохранения семьи необходимо придерживаться этого идеала, который как раз в подлинном виде сохраняет монашество. Далее свои мысли о понятии любви и семейных ценностях высказал протоиерей Артемий Владимиров. Затем последовали вопросы от слушателей.


После общей молитвы вступительное слово произнес И.Л. Волгин. Он задал тему предстоящей дискуссии: «Достоевский в современном мире». Тема достаточно широка, что обуславливается особенностью творчества Федора Михайловича, которое охватывает весь спектр духовных исканий человека. Игорь Леонидович упомянул о характеристике, данной Достоевскому старцем Амвросием после посещения его писателем в 1878 году, и уточнил, что слова «этот кающийся» входят в прямую параллель со словами старца о Л.Н. Толстом: «горд очень». Это дает ясное понимание о двух совершенно разных путях русских классиков, следовавших к одной цели.
Интересный ракурс рассмотрения творчества Достоевского выбрал протоиерей Владимир Вигилянский в своем выступлении «Патриарх как исследователь Достоевского». Отец Владимир привел интересные моменты из жизни Святейшего, связанные с писателем. В частности напомнил о его ярком выступлении в 2008 году на канале «Россия» в программе, посвящённой выбору «Имени России». Святейший Патриарх – в то время еще митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл – в трехминутном выступлении доказал, почему именно Достоевский является одним из самых главных «имен России». Отец Владимир отметил, что частота цитирования Предстоятелем русского классика очень высока, что свидетельствует о действительной важности творчества Достоевского для православного христианина. Далее, вопросом лаборанта факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Анастасии Андреевны Прощенко была открыта дискуссия. Вопрос относился к завету Достоевского о том, что русским царем должен быть христианин. В ходе обсуждения пришли к мысли о том, что история зависит от каждой отдельной личности, и монастырь в этой связи играет существенную роль, – он удерживает мир и указывает людям правильные ориентиры.
Эмоциональное дополнение о том, что в творчестве Достоевского придается большое значение роли каждого человека в мировой истории, участники круглого стола услышали от Анастасии Георгиевны Гачевой, ведущего научного сотрудника Института мировой литературы РАН. После острого вопроса Виталия Товиевича Третьякова об идее человеческих страданий в творчестве Достоевского и о современной тенденции к комфортной жизни открылся целый блок выступлений на тему христианского отношения к скорбям. Здесь свое видение этого вопроса высказали В.Д. Ирзабеков, В.Н. Захаров Е.Л. Бершин, Е.А. Попов, Н.Т. Ашимбаева, Н.В. Кондакова, П.Е. Фокин.

В завершение круглого стола слово о значение Омской каторги в творчестве Достоевского сказал В.С. Вайнерман. Все выступавшие держались единой идейной линии, прослеживающейся в словах Федора Михайловича: «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием». И где, как не в монашестве, эта идея находит свое полное воплощение? Это в своем выступлении отметил доцент Московской духовной академии архимандрит Симеон (Томачинский). Отец Симеон сказал, что, «поднимая на знамена Достоевского, нельзя проповедовать комфортную жизнь и гедонизм». В исправлении себя есть наш вклад в спасение мира. Также он напомнил о духовном пути известного проповедника и миссионера ХХ века иеромонаха Серафима (Роуза), который пришел к вере после прочтения произведения Достоевского. В заключение выступления отец Симеон подчеркнул, что Оптина пустынь, живительными соками питавшая русскую литературу в течение целого столетия, сегодня открытием духовно-просветительского проекта символизирует начало нового единения. Все участники выражали благодарность организаторам духовно-просветительского проекта и желали дальнейшего его развития.
Просветительскую линию «Дней Достоевского» продолжили открытые лекции В.Д. Ирзабекова «Несколько слов о любви. Русский язык о семье как о малой церкви» и И.Л. Волгина «Жена в России больше, чем жена. Достоевский и другие: к истории писательских браков». В память о супружеском подвиге святых Петра и Февронии на лекциях особое внимание уделялось традиционным семейным ценностям и положительным примерам отношения к браку русских классиков.
Духовно-просветительские мероприятия «Дней Достоевского в Оптиной пустыни» завершились культурной программой в селе Губино, расположенном в 12 километрах от монастыря.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru
Материалы по теме:
В Оптиной пустыни начались "Дни Достоевского"
В рамках духвно-просветительского проекта «Дни Достоевского в Оптиной пустыни» состоялось открытие памятника великому писателю