Одним из главных внешнеполитических заявлений, которые со времён распада Советского Союза делало российское руководство, является так называемая «мюнхенская речь Путина», произнесённая 10 февраля 2007 года президентом Российской Федерации на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности.
Выступление было посвящено однополярности современной мировой политики, видению места и роли России в современном мире с учётом нынешних реалий и угроз, и произвело неизгладимое впечатление как на другие государства, так и на российских граждан. Впервые, внешнеполитические вопросы были описаны в категориях, которыми долгое время оперировали патриотические объединения и не склонные к излишнему либерализму круги — без лишней дипломатии, президент России сообщил, что «для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна». Выразил несогласие с тем, что «вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединённых Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам», сделал недвусмысленный намёк, что после нарушения обещаний о нерасширении НАТО на восток, «заверениям западных партнёров», верить, пожалуй, не стоит. Главным посылом Мюнхенской речи стало упоминание того факта, что Россия — страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику — и изменений этой традиции западным партнёрам ожидать не приходится.
Реакция на прозвучавшие тезисы, описавшие российское видение международных отношений и принципы, по которым будет строиться внешняя политика Российской Федерации, была весьма красочной. За двадцать лет «западные партнёры» успели привыкнуть к планетарному единоначалию, и заявление о том, что отныне Россия намерена вести себя на международной арене так, как суверенному государству и положено, вызвало недружелюбное удивление. Местами переходящее в обеспокоенность и панику, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт заявил, что «нам нужно поддерживать диалог с Россией, но нам следует быть твердыми и реалистичными, мы должны защищать наши ценности» — тем самым невольно подтвердив, что одна только возможность проведения Россией самостоятельной политики вообще, вне зависимости от вектора, представляет собой угрозу неким ценностям, которые усиленно отстаивают страны Запада. Министр обороны США Роберт Гейтс сообщил Конгрессу США, что США должны наращивать военную мощь, потому что «неизвестно, чего ожидать от таких стран, как Россия».
Время показало, что Мюнхенская речь не была сугубой декларацией. Российская Федерация действительно, пусть медленно и рывками, но всё-таки обретает всё большую самостоятельность в своей внешней политике. Правда, в 2007 году российские и западные обозреватели отмечали в комментариях к громкому выступлению президента Путина, что на новую гонку вооружений у России не хватит средств, а значит, её внешняя политика опережает экономические успехи. «Благоприятная сырьевая конъюнктура никак не сказывается на структурных реформах. Из-за комплекса неполноценности, возникшего после распада СССР, мы стремимся заявить о возрождении раньше, чем оно действительно произошло» — указывали «Ведомости».
Доля правды в подобных утверждениях имелась. Но именно доля, потому что самоочевидная цель под названием «суверенная в своей политике Россия» — цель, которую называли «смешной», «дерзкой» и «агрессивной» — понемногу стала подкрепляться и внутренними экономическими успехами. Уже не выглядят оксюмороном аналитические обзоры, базирующиеся на статистике, согласно которым экономика России отнюдь не держится на доходах от продажи сырой нефти и газа. На графики, отражающие динамику доходов населения, рождаемости, прочих показателей — можно смотреть с оптимизмом. До самого последнего времени, впрочем, оставалась озвученная в 2007 году проблема структурных реформ, но в свете последних событий есть основания полагать, что она станет менее актуально.
21 июня, в своём выступлении на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума Президент сообщил о предпринимаемых Россией усилиях по повышению динамики экономического роста и улучшению инвестиционного климата в стране. С точки зрения внутренней экономической политики, озвученные тезисы выглядят не меньшей сенсацией, чем заявления в Мюнхене 2007 года для политики внешней.
Прежде всего, Президент отметил, что ситуация, когда цены на основные экспортные товары России бурно, почти непрерывно повышаются и тем самым позволяют отечественным компаниям и государству покрывать высокие издержки, не должна оказывать решающее влияние на состояние российской экономики. Прогресс возможен только через снижение издержек финансовых, управленческих, инфраструктурных, через развитие человеческого капитала и создание в полном смысле конкурентоспособных условий для ведения бизнеса. Для этого, по словам Путина, необходима благоприятная среда обитания экономики — макроэкономическая стабильность, дальнейшее снижение инфляции, ответственный бюджет и соблюдение введённого нами и уже функционирующего так называемого бюджетного правила, согласно которому «излишние деньги», которые поступают в нашу экономику от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на энергоносители, направлять в Резервный фонд.
То есть, обозначен переход от экстенсивного — к интенсивному производству, увеличивается роль внутреннего потребления, и Россия, фактически, должна всё больше опираться на саму себя, снижая зависимость от мировой конъюнктуры.
Несмотря на то, что с 90-х уровень инфляции удалось снизить с 30 до 7 процентов — это всё ещё много. «Сегодня в инфляции, в том числе и в инфляционных ожиданиях, велика доля так называемого «немонетарного фактора», а проще говоря, тарифной её составляющей. Опережающий рост тарифов стал самостоятельным и значимым фактором раскручивания инфляции и реальным фактором торможения экономики, роста издержек и потери конкурентоспособности наших производителей. Очевидно, что тарифы больше не могут расти такими же темпами, как и прежде» — заявил Владимир Путин. Он проинформировал о принятом решении: рост регулируемых тарифов инфраструктурных монополий будет ограничен и не должен быть выше фактической инфляции прошлого года. Такой порядок будет зафиксирован на 5 лет, начиная с 2014 года. Для контроля за тарифами предложено создать советы потребителей при Федеральной службе по тарифам, при инфраструктурных монополиях и региональных энергетических комиссиях.
Каждая инфраструктурная монополия должна принять программу по сокращению издержек и повышению своей эффективности. «Ключевая задача — уже в ближайшие годы снять многие инфраструктурные ограничения, которые буквально душат нашу экономику, не дают раскрыть потенциал целых регионов Российской Федерации» — сказал Владимир Путин. А это значит — опять-таки, модернизацию. И не в том избитом смысле, которое приобрёл данный термин, а в более скучном — тарифы перестанут быть постоянным раздражителем, приобретут величины, связанные не с надеждой на сверхприбыль, а с фактической инфляцией, и попаду т под народный контроль.
Для развития инфраструктуры было принято важное решение — вложить 450 миллиардов рублей в окупаемые инфраструктурные проекты, причём вложить на возвратной основе. В целом, по словам Президента, в проекты на территории нашей страны будет инвестировано до половины средств Фонда национального благосостояния. Ключевым условием при этом будет являться оценка жизнеспособности и эффективности проекта частным бизнесом, то есть софинансирование с данной стороны. Государство готово обеспечить гарантии, минимизировать риски и выступить соинвестором.
Инфраструктурные проекты, по которым уже достигнуты определённые договорённости между государством и частным бизнесом таковы. Во-первых, это высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Казань. Которая должна стать пилотным участком маршрута, который соединит Центр, Поволжье и Уральский экономический район.
Второе, это центральная кольцевая автомобильная дорога, которая фактически будет заново проложена по территории Московской области и по районам Новой Москвы. Участки трассы пройдут на расстоянии 30-70 километров от Московской кольцевой автомобильной дороги. Этот проект позиционируется как средство, позволяющее изменить всю логистику перевозок в европейской части Российской Федерации, свяжет центральные регионы страны, даст им новые возможности для развития, позволит разгрузить Москву от транзита, улучшить транспортную и экологическую обстановку самой столицы.
Третий, самый масштабный проект, это кардинальная модернизация Транссибирской магистрали с целью расширения её пропускной способности. После модернизации, Транссиб, прямой железнодорожный путь через Евразию, станет ключевой артерией между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Тем самым, по словам Президента, создастся мощный импульс для развития Дальнего Востока и Сибири. Дополнительно к расширению за счёт крупномасштабных проектов на Азиатско-Тихоокеанском рынке в области нефти и газа — вроде подписанного между компанией «Роснефть» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) соглашения о поставке нефти в течение 25 лет в объёме до 46 миллионов тонн ежегодно. Оценочная сумма контракта в текущих рыночных параметрах является абсолютно беспрецедентной — 270 миллиардов долларов, из которых 70 миллиардов — предоплата. Также будет построен мост через Амур, позволяющий пропускать до 20 миллионов тонн грузов.
Пожалуй, впервые столь внушительная сумма будет работать не на западные банки, где размещёна изрядная часть Резервного фонда, а на российскую экономику. Инвестиции в инфраструктуру — это реализация транзитного потенциала России, централизация государства и ускорение всех процессов.
Будет упрощена система регулирования финансового сектора. Функции регулирования всех финансовых институтов передаются мегарегулятору, который формируется на базе Центрального банка Российской Федерации. Он станет осуществлять надзор за работой банков, инвестиционных и пенсионных фондов. Также будет создана система гарантирования пенсионных накоплений на основе Агентства по страхованию вкладов, что позволит инвестировать пенсионные накопления в долгосрочные проекты.
Московская биржа полностью готова для проведения крупных размещений акций и приватизационных сделок. Дальнейшая приватизация государственных активов будет производиться только на отечественных площадках, с тщательным контролем качества сделок, защитой прав миноритарных акционеров.
Регулирующую роль государства в принадлежащих ему компаниях будет усилена, менеджмент получит чёткие показатели деятельности, включающие в том числе капитализацию компаний и возврат на капитал. По итогам выполнения этих показателей будут приниматься решение о награждении либо о наказании, в том числе и кадровые решения. То есть, государственные компании будут работать на государство, а не на прибыль частных лиц. При персональной ответственности управляющих.
Предложено поэтапно снижать ограничения на экспорт сжиженного газа. Открывающееся окно возможностей Азиатско-Тихоокеанского рынка с ожидаемым удвоением потребления СПГ позволяет, по словам Путина, принять решение о постепенной либерализации экспорта сжиженного природного газа. Это создаст условия для того, чтобы полностью использовать потенциал добычи газа на шельфе и прибрежных территориях. На этом фоне, компания «НОВАТЭК» заключила соглашение с Китайской национальной нефтяной корпорацией о сотрудничестве в рамках проекта «Ямал СПГ». Соглашение предусматривает приобретение китайской стороной 20-процентной доли участия в «Ямал СПГ» и заключение долгосрочного контракта на поставку сжиженного природного газа в Китай. Компания «Газпром» также готовится к подписанию контрактов для поставок газа в Японию и Китайскую Народную Республику. Тем самым, Россия пробует догнать уходящую возможность по закреплению на прожорливом рынке Азии, куда уже целятся Катар и США.
Президент отметил, что налоговая политика должна работать на развитие, стимулировать инвестиции, модернизацию действующих и открытие в России новых производств, создание качественных рабочих мест. Несмотря на то, что за последний год Россия по качеству налогового администрирования поднялась в мировом рейтинге сразу на 30 пунктов: с 94-го на 64-е место, необходимо максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учёт. Продолжится развитие налоговых стимулов для инвестиций, прежде всего, для российских компаний, а также проектов в дальневосточных регионах. Новое движимое имущество юридических лиц уже освобождено от налогообложения.
В качестве одной из мер деофшоризации Россия планирует заключить специальные двусторонние соглашения с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями, которые обеспечили бы расширение обмена налоговой информацией.
Вносятся серьёзные изменения в уголовное, банковское, налоговое законодательства. Теперь кредитные организации будут обязаны идентифицировать клиентов, раскрывать информацию о бенефициарных владельцах-клиентах, а при выявлении нарушений прекращать банковское обслуживание. Вводятся инструменты налогового контроля за такими операциями, предусматривается раскрытие информации перед налоговыми органами о банковских счетах физических лиц.
По словам Президента, качество управления на всех уровнях власти сегодня становится одним из решающих факторов развития, и именно поэтому перед государственными органами и служащими всех уровней будут ставиться чёткие и понятные для общества цели и задачи. Результаты их работы будут оцениваться по показателям персональной эффективности. Дополнительно, было предложено создать на базе общественного движения «Народный фронт — за Россию» механизм общественного контроля за государственными закупками и закупками госмонополий.
Будет проведена амнистия для тех, кто совершил преступления в сфере предпринимательской деятельности, но осуждён впервые, кто возместил или согласен возместить нанесённый ущерб и убытки потерпевшим. Судимость с этих граждан будет снята. По словам Президента, это возможность перезагрузить широкий спектр общественных отношений, работу нашей правоохранительной и судебной систем, реализовать наши планы по кардинальному расширению пространства для предпринимательской инициативы и в целом укрепить доверие граждан к институту предпринимательства.
Речь Путина 21 июня 2013 года имеет все шансы войти в учебники истории. Если озвученные в ней тезисы будут выполнены в значительной степени — то Россия превратится в государство, опирающееся само на себя, с изрядно закрученными гайками — что означает не столько «давление на свободу», сколько работающий без потерь мощности государственный механизм, с серьёзными полномочиями «народных контролёров», с сократившимся провалом в развитии европейской и азиатской, особенно дальневосточной, частей страны и условиями ведения бизнеса, которые будут комфортны и понятны всем. В том числе гражданам и судебной системе.
Самостоятельность внешней политики действительно зависит от внутренней обстановки. Иногда в Мюнхен‑2007 необходимо попадать через Санкт-Петербург‑2013.
Олег Головачёв
В Мюнхен-2007 через Санкт-Петербург-2013
В Мюнхен-2007 через Санкт-Петербург-2013