В своем вступительном слове митрополит Евгений рассказал об истории написания учебного пособия, созданного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Авторский коллектив собрал уникальный информационный материал с содержательным контентом, который полностью отвечает как российским образовательным нормам, так и новейшим запросам времени. Также владыка отметил плодотворное сотрудничество авторского коллектива со специалистами Министерства просвещения Российской Федерации и издательства «Просвещение».
Руководитель авторского коллектива профессор А.В. Щипков отметил, что принципиальное методологическое отличие данного пособия от аналогичных учебников, используемых в общеобразовательных школах, заключается в том, что оно впервые построено на традиционалистских принципах. Под традицией авторы понимают сложившийся в исторической России механизм передачи от поколения к поколению коллективного социального опыта народа — культурного, религиозного, научного, политического, военного и т.д. Это понимание предполагает восприятие традиции не как определенной эпохи, статического обряда или привычки, а как культурно-нравственного договора поколений, как способ передачи образа мысли, образа социального поведения.
А.В. Щипков
Задача настоящего учебного пособия заключается в том, чтобы показать ученикам, что традиция есть основное социальное достояние российского народа, которое обеспечивает сохранность его исторической судьбы и суверенитета. А.В. Щипков подчеркнул, что сущность человека не исчерпывается ни биологическими, ни политико-экономическими, ни технологическими факторами. Поэтому в этом учебном пособии общественные процессы рассматриваются в их стремлении к идеалу, то есть в рамках вертикальной духовной, а не утилитарной горизонтальной динамики развития. По мнению авторов пособия, познания в области социальных наук по мере прохождения курса «Обществознания» должны сочетаться с теми нравственными ориентирами, с теми традиционными ценностями, которые присущи Православию и всем традиционным религиям нашей Родины.
Директор Русской экспертной школы, доцент МГИМО, доктор философских наук В.А. Щипков рассказал, что перед написанием учебника авторы изучили порядка 80 процентов изданных ранее учебников по обществознанию, и во всех них сохраняется либерально-марксистская модель описания общества, где ценности трактуются как производное социальных отношений. Авторы отказались от этой модели и построили материал таким образом, чтобы показать традиционный для российского общества подход, который подразумевает, что ключевой для общества признается сфера культуры, то есть сфера традиционных российских ценностей, а не просто моделей поведения тех или иных социальных групп. Российское общество опирается на межличностную и межпоколенческую солидарность, а общественные институты России опираются на конкретный культурно-исторический фундамент, а не на усредненные глобалистские стандарты. Данному подходу подчинена вся структура настоящего учебника.
Выступление В.А. Щипкова
Председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений О.В. Тимофеева поблагодарила авторов пособия за проделанную работу, ибо «война идет на всех фронтах, и война за умы детей — самая серьезная и длительная, а когда появляется пособие, способное понятным языком дать важные знания — это бесценно».
О.В. Тимофеева
Вице-президент ГК «Просвещение» К.Д. Чистяков подчеркнул, что вышедшее учебное пособие по своей структуре, объему информации, систематическому изложению материала соответствует полноценному школьному учебнику. В нем предложено 160 обучающих схем, множество выдержек из законов, более 50 биографий известных деятелей. «Особо внимание уделено групповой работе, и поскольку обществознание лидирует среди предметов для сдачи ЕГЭ, новое учебное пособие поможет школьникам в подготовке», — отметил К.Д. Чистяков.
Доктор исторических наук, член Общественной палаты Москвы профессор М.Н. Лазутова обратила внимание присутствующих на важность работы над новым учебным пособием представителей светской науки наряду с духовными наставниками.
Н.М. Лазутова
Доктор исторических наук, преподаватель Российского православного университета святого Иоанна Богослова В.Э. Багдасарян назвал ценностные характеристики нового учебного пособия, выделив главный недостаток предыдущих учебников: «Обществознание является главным мировоззренческим курсом. Однако детей хотели учить в пресловутой парадигме максимизации прибыли при минимизации издержек, без воспитания и ценностных ориентиров. Теперь же я вижу, что коллеги в новом учебном пособии поставили главные вопросы, на которые должно отвечать обществознание: что такое добро и зло, а ведь это главное, с чего начинается общественное строительство; что такое человек, кто такие мы, в чем наша идентичность, откуда мы пошли, откуда пошла земля Русская, наш генезис, наша история; кто такие наши враги, каковы пределы толерантности и так далее».
Депутат Госдумы Н.П. Николаев предложил презентовать новое учебное пособие «Обществознание» для 10-11 классов православных гимназий на одном из заседаний межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей и внести данное учебное пособие в Федеральный перечень учебников.
В заключение А.В. Щипков представил авторский коллектив: В.А. Александрова, Е.А. Белжеларского, А.М. Малера, Н.А. Щипкова, Е.А. Григорьева и поблагодарил коллег из издательства «Просвещение», отметив, что сотрудники издательства — это великолепные ученые и методисты, а не просто технические исполнители.
Вице-президент ГК «Просвещение» К.Д. Чистяков, в свою очередь, сообщил, что тираж полностью готов, интернет-магазин функционирует, все вопросы с доставкой учебных пособий отработаны.
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений поздравил присутствующих с приближающимся Рождеством Пресвятой Богородицы и завершил встречу общей молитвой.
Патриархия.ru