В среду в Государственной Думе РФ состоялось первое заседание Рабочей группы по вопросам цивилизационного наследия России при Экспертном совете по вопросам совершенствования законодательства в сфере безопасности детей и формирования доброжелательной и комфортной среды для их жизни и развития при заместителе Председателя Государственной Думы РФ И. А. Яровой. В работе группы приняли участие представители Бюро Президиума и Экспертного центра Всемирного русского народного собора В. Я. Шатохин, В. А. Лепехин, С. В. Перевезенцев и С. Г. Волобуев.
Зампредседателя Государственной Думы РФ Ирина Анатольевна Яровая поставила перед участниками заседания задачу определиться с пониманием проблемы и с содержанием таких категорий, как «российская цивилизация», «российское цивилизационное наследие» и «духовно-нравственные ценности российской цивилизации», после чего приступить к реализации Дорожной карты федерального проекта «Цивилизационное наследие России».
По её мнению, Россия — больше, чем просто государство. Это «Большой народ» и «Большая страна». С учетом тех внешних вызовов и угроз, с которыми столкнулась Россия, сегодня важно создать «не энциклопедию объектов», но «энциклопедию смыслов». Нужно коренным образом пересмотреть наше отношение к системе образования и сфере культуры, в которых сегодня утеряно самое главное — позитивное духовное и нравственное воспитание наших детей. Усиленно создаваемая сегодня «цифровая экономика будет наполнена таким ядом, — отметила И. А. Яровая, — через который невозможно будет докопаться до живого источника».
В ходе заседания выступили представители Министерства образования, Министерства культуры, Министерство обороны и других ведомств, а также государственных учреждений и общественных организаций России, обнажив всю сложность и масштабность поставленной задачи.
По словам Ирины Яровой, главная сложность этой задачи заключается в отсутствии соответствующего понятийного аппарата и в тех заимствованиях зарубежных подходов, которые превалируют сегодня в российских гуманитарных отраслях. Она отметила, что самые большие проблемы сегодня — в сфере образования, где, в частности, отсутствие воспитателей, а порой и намеренное их исключение из воспитательного процесса в общеобразовательной школу чиновники пытаются подменить дорогостоящей системой бесполезных, с точки зрения воспитания детей и подростков, психологических тестов.
Представитель ВРНС, руководитель Дискуссионного клуба ВРНС и кандидат философских наук Владимир Анатольевич Лепехин в ходе заседания высказал предложение о необходимости создания в рамках Рабочей группы Экспертного совета специальной подгруппы, задачей которого должна стать разработка понятийного аппарата.
«Мне не нравится, что мы на столь представительном заседании снова открываем Америку. При том, что в стране давно работают десятки специалистов по вопросам цивилизационного развития, — отметил В. А. Лепехин. — Среди так называемых „цивилизационщиков“ уже появились классики вроде А. С. Панарина».
Руководитель Дискуссионного клуба ВРНС напомнил, что в четырех своих докладах на Соборе, начиная с 2013 года, святейший патриарх Кирилл подробно изложил основы цивилизационной проблематики: и что такое российская цивилизация, и что такое цивилизационные ценности, и что такое цивилизационный выбор, и чем российская цивилизация отличается от западно-европейской.
Предложение В. А. Лепехина было поддержано заместителем руководителя Экспертного совета Сергеем Волобуевым, который отметил важность обновления учебных курсов по гуманитарным дисциплинам в школах и вузах с учетом ценностных ориентиров, а для этого необходимо мобилизовать специалистов в области цивилизационного и ценностного подходов в гуманитарных науках с их тщательным подбором в соответствии с п.7 обсуждаемой Дорожной карты.
Член Бюро Президиума ВРНС, генерал-лейтенант Владимир Яковлевич Шатохин отметил в своем выступлении, что продвигая цивилизационное наследие России в области образования, важно не забыть про обучение и воспитания кадетов, суворовцев и нахимовцев. Более, того, система начальной подготовки будущих офицеров во многом может стать образцом для духовно-нравственного воспитания в любой общеобразовательной школе.
Итогом заседания Рабочей группы стало утверждение Дорожной карты федерального проекта «Цивилизационное наследие России», а также принятие решения о формировании подгруппы экспертов по разработке понятийного аппарата проекта.