В марте городские власти предприняли внезапную попытку снести последний уцелевший участок стены «East Side Gallery» , на что общественность отреагировала левыми демонстрациями и акциями протеста, собирающими десятки тысяч человек. Протесты продолжались в течение месяца.
Весной 1990 года этот участок решили сохранить в качестве мемориального комплекса, а теперь он едва не стал поводом левой революции. До падения стена была расписана только со стороны ФРГ, а мемориальный комплекс с «чистой» ГДР-овской стороны расписали 118 художников из 21 страны.
Почему безобидный музей, благополучно просуществовавший больше десяти лет, привлекающий в город тысячи туристов и приносящий прибыль, не дает покоя германской власти? Не просто мешает, а заставляет ее предпринимать «вороватые» попытки избавиться от прошлого. Очевидно, европейский оплот прав человека страдает историческими комплексами. Как иначе объяснить исподтишка, в ночи подогнанные бульдозеры? Работы по сносу стены начались на заре, когда добропорядочный немецкий гражданин еще крепко спит.
Заранее об этом ничего не сообщалось общественности, которая, тем не менее, сразу же прознала о творящемся. Уже в 8:30 появилась первая сотня активистов. К этому времени один блок был уже снесен. Активисты поставили на его место кусок стены из папье-маше с надписью «Стена снова цела». В 9:45 был снесен второй блок, несмотря на активные протесты собравшихся. К 10 утра число протестующих достигло 400 человек. Их действия привели к тому, что в 11:15 полиция сообщила по громкоговорителю о прекращении работ, строительные краны отъехали, протестующие разошлись, и в 12:30 ничего, кроме зияющей дыры на месте одного из блоков стены, не выдавало бушующих только что эмоций. Мюленштрассе (Mühlenstraße), на которой находится галерея, вновь была открыта для проезда транспорта. Только за 1 марта петицию с протестом подписали 50 тыс. человек.
В тот же день ответственные деятели начали валить вину друг на друга. Глава управы этого района Франц Шульц заявил, что он ни при чем, за все в ответе Берлинский Сенат, который планировал застройку этого участка на берегу Шпрее жилыми домами еще в 1992 году, а с 1999 года они включены в плановую застройку города.
В воскресенье 3 марта прошла очередная демонстрация в защиту стены, собравшая около 10 тыс. человек. Активное участие в защите стены принял американский актер Дэвид Хассельхофф, выступивший в новогоднюю ночь 1989/90 с песней «Looking for Freedom» у Бранденбургских ворот. 17 марта он прилетел в Берлин, чтобы возглавить очередную демонстрацию протеста у стены, собравшую снова около 10 тыс. человек. Газеты выходили с ликующими заголовками «Хассельхофф спас стену!». На какое-то время всем показалось, что ситуация замерла, однако 27 марта, под покровом ночи и под прикрытием полиции, совсем как в день строительства стены, возобновились работы по ее сносу.
На следующий день около Красной ратуши на Александрплац и собралась демонстрация из 600 участников, которые требовали отставки мэра Берлина.
Участок берлинской стены, возведенной ночью 13 августа 1961 г. и ставшей государственной границей между ГДР и Западным Берлином, в свете происходящего снова приобретает прежнюю актуальность. Оказалось, что стена — это вовсе не история, а самая настоящая германская реальность, в которой сотни тысяч людей тоскуют по ГДР и хотели бы отгородиться стеной от тоталитарного рынка, спрятаться за ней от европейской свободы, которая несет растление и порабощение личности гедонистическими инстинктами.
Наконец, пришло время переосмыслить Берлинскую стену и гражданам России. Это тоже наш памятник, не менее ценный, чем воин-освободитель. У русского человека есть все основания им дорожить, поскольку это исторический след, на котором символически остановился фронт Великой Победы. Хочется напомнить, что это была победа над капиталистическим расизмом, над колониальным мировоззрением. В Берлине, и в том числе этой самой стеной, была раздавлена идеология превосходства избранной части европейского населения над остальными «недоразвитыми» народами планеты. Эта идеологема сегодня возрождается в новой, усовершенствованной форме, в виде либеральных практик разрушения государств с традиционной моралью, стратегий мягкой и жесткой силы.
В этом контексте Берлинская стена дорога нам не только как память, но и как буквальный рецепт защиты человеческой свободы.
По сообщению «Полит.ру»
В Германии вновь бушуют страсти вокруг остатков Берлинской стены
В Германии вновь бушуют страсти вокруг остатков Берлинской стены