Очередная программа из серии о национальных русских видах спорта была посвящена истории и будущему российского самолетного спорта.
Гостями эфира программы «Молодежная среда» 10 мая стали Руководитель Молодёжного центра ВРНС, Координатор Совета ВРНС по национальным видам спорта Анатолий Мальцан, а также заслуженный мастер самолетного спорта, чемпионка мира, чемпионка Европы, двукратная абсолютная чемпионка России, трехкратная победительница Кубка Мира — Елена Климович.
Анатолий Мальцан сердечно поздравил радиослушателей с Днем Победы. Он отметил, что День Победы — величайший день в истории нашей страны и нашего народа, праздник, который объединяет всё наше общество, вне зависимости от возраста, религиозных и политических предпочтений. Для России победа в самой большой и тяжёлой в истории человечества войне — священная победа силы и духа нашей страны, русского народа и всех народов СССР, сражавшихся с нами плечом к плечу. Руководитель молодежного центра ВРНС пожелал радиослушателям победы света, добра и истины в жизни каждого и мирного неба над головой!
Елена Климович рассказала об истории зарождения самолетного спорта в России. Самолетный спорт — выполнение фигур высшего пилотажа на время. Она упомянула имена известных во всем мире летчиков, авиаконструкторов и космонавтов, которые занимались самолетным спортом — Петр Нестеров (первым выполнил мертвую петлю), Константин Арцеулов (смог выйти из штопора), Валерий Чкалов, Михаил Громов, авиаконструкторы Андрей Туполев (самолеты Ту), Артем Микоян (знаменитые МИГи), Сергей Илюшин (Ил), Александр Яковлев (Як), Сергей Королев, космонавты Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Сергей Крикалев.
Первый аэроклуб в царской России появился в Гатчине в 1908 г. После революции была создана сеть аэроклубов. Тысячи юношей и девушек шли в них под лозунгом «Комсомолец на самолет». Помимо спорта, эти люди составляли резерв армии. Под лозунгом «От модели — к планеру, с планера — на самолет» в советское время c ранних лет молодежь получала навыки конструирования, были широко распространены кружки авиаконструкторов. Их выпускники впоследствии часто сами становились авиаконструкторами, создавали непревзойденные самолеты. Обучение и полёты были бесплатными — студенты и рабочие могли заниматься в аэроклубах ДОСААФ. От кандидатов требовалось отличное здоровье, дальнейший отбор шел по спортивным результатам. Множество людей осознанно шли учиться в военные и гражданские училища, таким образом создавался резерв для армии. Летчики, летчики-испытатели, герои войны и космонавты были кумирами молодежи, все знали, кто из космонавтов в конкретный момент находился на орбите. В современном обществе в результате смещения и деградации ценностных ориентиров это трудно представить.
По словам Елены Климович, Россия — безусловно великая авиационная держава. Говоря о взаимосвязи русского характера с самолетным спортом, она подчеркнула: «Церкви своими куполами устремлены в небо, взоры людей устремлены вверх к Богу. Стремление полета не только души, но и полета физического, оно, наверное, всегда было присуще российскому народу».
Отвечая на вопрос о причинах, почему ВРНС причисляет самолётный спорт к традиционно русским видам спорта, Анатолий Мальцан отметил, что наша страна одной из первых начала системно развивать этот вид спорта, наша команда — самая титулованная, а также потому что свойство широкой русской души — стремление к полету. «Самолётный спорт — наукоемкий, технологичный вид спорта, это прекрасное поле для приложения интеллекта, воли и смелости — неотъемлемых качеств нашего народа» — отметил Анатолий Мальцан.
Участники эфира обсудили, как должна быть построена система подготовки пилотов, какими должны быть условия для вовлечения молодёжи в занятие самолетным спортом, какие задачи стоят в этой связи перед государством и обществом.
По словам Елены Климович, без массовости практически невозможно добиться высоких результатов. Без поддержки государства есть риск потерять сильную отечественную школу самолетного спорта — самую титулованную в мире (два из трех абсолютных чемпионов мира по самолетному спорту — наши соотечественники). Для привлечения молодежи необходимо создавать аэроклубы для спортсменов и молодых конструкторов.
Российская команда по самолетному спорту всегда использовала для полетов отечественную технику, и гордится этим. Это была хорошая школа и для спортсменов и молодых конструкторов. В 1983 г. генеральный конструктор ОКБ Сухого Михаил Симонов поставил условие по созданию самолета для молодежи — и такой самолет — Су-26 — был сконструирован при участии молодёжи за 9 месяцев. До сих это пор одна из лучших машин для самолетного спорта, но, к сожалению, ее выпуск давно прекратился.
Елена Климович обозначила одну из важнейших проблем самолетного спорта — нехватку самолетов. «Нам не на чем летать, не только молодёжи, но и команде» — подчеркнула она. Принципиально важно осуществлять реальные полеты, которые не идут ни в какое сравнение с симуляторами и компьютерными программами. Без возможности реального полета невозможно добиться безопасности и эффективности гражданской и военной авиации.
Гости программы обсудили мировой опыт самолетного спорта. Ряд стран мира предоставляют возможности бесплатного полета для молодёжи (в частности, Финляндия, Румыния, США, Великобритания). В некоторых странах создаются Академии полета, которые финансируют полеты молодежи. Получает распространение практика бесплатных занятий для молодёжи с обязательством идти в вооруженные силы. В вузах создаются группы по самолетному спорту.
В финальной части программы спикеры обменялись мнениями о перспективах самолетного спорта. По словам А. Мальцана, необходимо растить кадры для этой отрасли, воссоздавать кружки авиамоделирования. Развитие самолётного спорта — важная ступень, в т. ч. для развития российской космонавтики, т. к. многие космонавты начинали с малой авиации. Тесную взаимосвязь космонавтики и малой авиации подчеркивает тот факт, что председателем федерации самолетного спорта является космонавт, Герой СССР и России Сергей Крикалев. Участники эфира сошлись во мнении, что без господдержки школу сохранить не удастся. Необходимо выпускать больше современных спортивных самолетов, привлекать к совместной работе кадетские организации и вузы. Невозможно удержать нашу школу самолётного спорта без передачи её молодёжи, без наличия техники для обучения молодёжи.
Гости программы также затронули проблемы авиастроительной отрасли, затрагивающие спортивную и малую авиацию. Анатолий Мальцан отметил, что данные виды авиационной техники не являются достаточно коммерчески-привлекательными, поэтому важна роль государства в возрождении и развитии малой и спортивной авиации, без государственных усилий ситуация не сдвинется с мёртвой точки и нужно принципиальное волевое решение. «Россия — это страна, имеющая богатейшие традиции в авиации, для которой ВВС всегда были и являются одним из важнейших звеньев обороноспособности, а также это страна, для которой стратегическое значение имеет развитие авиации с точки зрения развития и связи её территорий, поэтому для нас жизненно необходимо развитие спортивной и малой авиации», отметил Анатолий Мальцан.
Также гости программы затронули одну из главных проблем в современном авиастроении — нехватку кадров. В недавнем прошлом в СССР такие кадры готовились с детства, в стране существовало большое количество школ авиамоделирования, из которых молодежь пополняла авиастроительную отрасль. Для решения проблемы кадров следует возрождать и поддерживать кружки авиамоделирования, которые должны находить государственную и общественную поддержку.
В рамках программы любой желающий мог позвонить и задать вопросы гостям передачи в прямом эфире. В эфире был проведен конкурс, посвященный самолетному спорту.
Подробную информацию о самолетном спорте России можно почерпнуть на официальном сайте федерации, либо посетив один из аэропортов Московской области (в частности, Дракино, Большое Грызлово и др.), где осуществляются полёты спортивной авиации, в т. ч. коммерческие, и есть возможность осуществить полёт вместе с опытным пилотом.