На фоне продолжающегося третий месяц политического кризиса на Украине, угрожающего перерасти в полноценный гражданский конфликт, развиваются многочисленные побочные явления. И одно из них — прогрессирующая русофобия и якобы угроза со стороны России.
Соразмерными с общей динамикой событий на Украине темпами прогрессирует русофобия, которая вообще является основным общественно-политическим ресурсом в ряде областей, а сейчас выступает в качестве одной из главных идеологем той стороны конфликта, что предпочитает бороться за власть при помощи «коктейлей Молотова», вандализма, изготовления взрывчатки и захвата административных зданий, пользуясь неприкрытой поддержкой и одобрением в своей экстремистской деятельности со стороны Запада. Так, поддержать протестующих на Майдане приезжали послы США, Германии, Дании, Испании и Франции, помощник госсекретаря США Виктория Нуланд со знаменитым пакетом печенья (к которому недоставало лишь бочки варенья), американские же парламентарии Крис Мерфи и Джон Маккейн, министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле, министр иностранных дел Голландии Франс Тиммерманс, министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс, спикер сейма Лорета Граужинене и президент Даля Грибаускайте, верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, евродепутат Яцек Протасевич, а также масса прочих гостей, вроде бывшего премьер-министра Польши Ярослава Качиньского и бывшего президента Грузии Михаил Саакашвили.
Упомянутая выше публика не устаёт сообщать о том, что будущее Украины лежит исключительно в евроатлантических структурах, как мирного, так и военного характера, для скорейшего присоединения к которым необходимо провести досрочные выборы президента и парламента, назначить новое правительство, поголовно амнистировать всех участников беспорядков и наказать вместо них сотрудников милиции, ограничить полномочия правоохранительных органов в целом и провести массу других реформ. В противном случае, будут введены санкции. Одновременно с такими заявлениями, представители США и ЕС обвиняют Россию во вмешательстве во внутренние дела Украины.
Сюрреализм ситуации очевиден: с российской стороны «вмешательство» во внутренние дела Украины до сих пор ограничивалось выдачей Киеву кредитов и отсрочек по оплате более ранних займов и долгов, а из «государевых людей» чем-то похожим на агитацию в пользу Таможенного союза занимался только депутат Законодательного собрания Петербурга Виталий Милонов. Он 22 декабря с группой сторонников несколько минут держал транспарант «Россия и Украина — вместе сила!» на Майдане. Все немногочисленные заявления Министерства иностранных дел РФ и Государственной Думы относительно украинского кризиса сводятся к призыву в него не вмешиваться, а требования амнистировать или наказать кого-то из украинских граждан отсутствуют вовсе, равно как и угрозы применения каких-либо санкций, арестов счетов и т. д.
На удержание в мозгах обывателей картины мира, в которой главной угрозой счастью украинского гражданина является Россия, а прозападная ориентация автоматически означает огромные и бесплатные блага, затрачиваются значительные финансовые и дипломатические усилия. Наряду с очевидной политической поддержкой «десанта» из европейских и американских политических деятелей, не так давно Виктория Нуланд сообщила о потраченных на Украину пяти миллиардах долларов. Понятно, ради какой стратегической цели тратятся такие суммы. «Украинский вопрос» является вопросом не столько «украинским», сколько «русским», поскольку сама Украина уже достаточно давно является не субъектом, а объектом международных отношений, грамотное использование которого позволит ослабить Россию — и на этом интерес «мирового сообщества» к Киеву заканчивается.
28 января The New York Times опубликовала статью «Что Запад должен сделать для Украины» за авторством сразу четырех бывших американских послов в Киеве и представителей военно-политических институтов США — Хербста, Миллера, Пайфера и Тейлора. Вопреки своему названию, статья посвящена как раз тому, что Украина должна сделать для Запада, и количество слов «must» в ней явно выше нормы. Экс-послы обращают внимание на то, что Украина «выходит из- под контроля» и опасаются того, что «Запад может стать не более, чем наблюдателем», явно подразумевая то, что сейчас его вовлечённость в украинские процессы имеет более глубокие формы. Единственное действие, которое Запад должен сделать «для Украины» — дать понять властям последней, что они должны воздерживаться от тех или иных действий и собственных инициатив, а вместо них выполнять директивы Запада, отказаться от контроля за силовыми структурами, передать полномочия по урегулированию конфликта Евросоюзу и т. д.
Если это не считается вмешательством во внутренние дела, то совершенно непонятно, что же можно таковым вообще считать. Кроме того, по мнению квартета авторов, Вашингтону и Брюсселю необходимо направить скоординированный сигнал Москве. Благодаря которому уже Владимиру Путину «следует понять, что грубое вмешательство в дела Украины может бросить тень на его надежды, как хозяина, по проведению Олимпийских игр 2014 года в Сочи». В чём состоит это самое вмешательство Путина, особенно с учётом широкомасштабного вторжения Вашингтона и Брюсселя, авторы, разумеется, не уточняют.
Не менее очевидно высказался бывший посол США в ООН Джон Болтон, который считает, что от «империалиста» Путина Украину может спасти только НАТО. «Украине нужен не Европейский Союз, а «членство в НАТО — единственный реальный способ побудить Москву прекратить хищническое поведение и единственный эффективный щит для стран, имеющих несчастье в виде границы России», — утверждает Болтон, которого цитирует американская пресса.
«Однако в 2008 году альянс потерпел фиаско, когда боязливые западные европейцы перекрыли путь к членству в НАТО для Украины и Грузии. С другой стороны, признание НАТО Эстонией, Латвией и Литвой, имеющих общие границы с Россией, принесло им, по крайней мере, передышку от агрессивной кибервойны и других московских вмешательств», — раскрывает свою точку зрения эксперт. По мнению Болтона, США способны сделать так, чтобы «Москва однозначно отошла от своей текущей подрывной деятельности украинских политических институтов». И именно к ней Америка должна применить санкции, «чтобы вырваться из отупляющей, авторитарной хватки».
Говоря о санкциях, Болтон уточняет: «Вашингтон мог бы усилить санкции, возобновив строительство национальных возможностей ПРО у любого члена НАТО. Это было бы реальной кнопкой повторного набора для Москвы». То есть, не только Украина является не более чем инструментом американской политики, но и глобальная ПРО, оказывается, направлена всё-таки против России, а не против Ирана с Северной Кореей. Для каких целей НАТО необходима украинская территория, догадаться также нетрудно.
Пока что подрывной деятельностью, в прямом смысле этого слова, против политических институтов Украины занимаются как раз протеже США, и опасаться следует совсем не России. В случае «хищнического поведения» и «несчастья в виде границы» всё обстоит ещё интереснее. Во второй половине января, авторитетная румынская газета «Адевэрул» («Правда») сообщила следующее. «Украина находится на пороге гражданской войны. Совсем не исключен раздел страны на проевропейский Запад и пророссийский Восток. Готова ли Румыния вмешаться для защиты румын Северной Буковины, Герцевского округа, Северной и Южной Бессарабии?». Далее «Адевэрул» сообщает: «Украина, искусственное, неоднородное государство, появившееся на руинах СССР, с почти 24-летней историей, в отношении которого Румыния имеет самые большие территориальные претензии, может разделиться надвое совсем в недалеком будущем. Конфликт с проевропейской оппозицией, разрешаемый насильственно администрацией Януковича, тихо сползает к реальной гражданской войне».
Румынское издание вопрошает: «Разве в такой ситуации, в случае насильственных манифестаций, румынское государство не должно вмешаться, в том числе вооруженными силами для защиты румын, проживающих на территории нынешнего государства Украина? Россия точно будет защищать своих соотечественников, так как это делает на Кавказе почти 20 лет. Логический вывод состоит в том, что румынское государство не только не должно исключать, но даже должно внимательно готовиться к ситуации, когда станет неминуемой возможная вооруженная интервенция в Северную Буковину, Герцевский округ, север и юг Бессарабии и, почему бы и нет, в Приднестровье, когда украинское государство не будет более способным поддерживать общественный порядок на территориях, населенных румынами».
То есть, Румыния полагает должным вторжение в Черновицкую, Ивано-Франковскую и Одесскую области Украины с целью защиты проживающих румын. Которых, стоит отметить, 15% от всего населения Черновицкой области, а во всех остальных регионах, на которые претендует Румыния, на уровне пары процентов. Вскоре стали известны и подробности. В соответствии с планом «Романия Маре», предусматривается интервенция румынских вооружённых сил и спецподразделений на территорию Черновицкой области Украины и в часть Одесской области. Поводом для вторжения станут просьбы «народных сходов» румынских граждан, проживающих в Черновицкой и Одесской областях, к властям Румынии обеспечить их защиту.
Вторжение на территорию Черновицкой области будет начато силами батальона спецназначения «Vulturii». Ему предстоит заблокировать части механизированного полка украинских войск, распложенного в Черновцах, а также взять под контроль ключевые автодороги. В Одесской области предполагается взять под контроль, прежде всего, районы, расположенные между восточным берегом Дуная и Днестровским лиманом. В качестве первого эшелона в Одесской области будут действовать разведывательные батальоны вооружённых сил Румынии. Их задачей станет перекрыть пути выдвижения 28-й механизированной бригады, а также 79-й аэромобильной бригады. Первый эшелон введения основных сил для контроля за территорией части Одесской и Черновицкой областей составят механизированные соединения румынской армии. Это будут 1-я механизированная бригада «Argedava» и бригада «Rovine».
После взятия под контроль Черновицкой и части Одесской областей предполагается формирование на их территориях подконтрольных Румынии государств, которые в дальнейшем должны войти в состав Румынии. И, как можно отметить на полях, румынский «дранг нах остен» автоматически означает присоединение Молдавии и Приднестровья. В ноябре 2013 года президент Румынии назвал присоединение Молдавии новым «национальным проектом» Румынии, а в начале января 2014 года добавил, что Бухарест должен «честно и открыто заявить», что Молдавия — «румынская земля».
В плане «Романия Маре» говорится, что подразделения украинской армии будут уклоняться от боевых столкновений по причине деморализации из-за происходящего развала государства.
Насколько серьёзно стоит относиться к таким планам? Их не отрицает президент Румынии Траян Басэску, а приднестровские эксперты, близкие к проблеме, обращают внимание на последовательную культивацию экспансионизма в Румынии. Так, 18 апреля 2013 года агентство Agerpres опубликовало данные социологического опроса, согласно которому главными врагами своей страны румыны считают Россию, Украину и Венгрию, а Украина фигурирует в качестве наиболее «нелегитимного» и наиболее слабого владельца интересных Бухаресту земель.
Есть, однако, изрядные сомнения в том, что «Романия Маре» будет идти гладко на территории Одесской области, население которой на протяжении XX века успело несколько раз доходчиво продемонстрировать своё решительное несогласие строить Великую Румынию, и наличие подразделений украинской армии для этого не потребовалось. Румыния, как член НАТО, объявляя некую военную операцию, автоматически делает его участником весь альянс, который не является монолитом, и если с точки зрения США подобная операция может иметь смысл в качестве последнего средства при определённых обстоятельствах, то вовсе не обязательно с такой точкой зрения согласятся европейские члены НАТО. В первую очередь, Германия, которая, судя по ряду информационных утечек, даже пригрозила ограничить финансирование Бухаресту в случае сохранения амбиций последнего.
Причин такого миролюбия долго искать не придётся: попытка Румынии воспользоваться украинским кризисом для решения собственных задач неизбежно приведёт к обострению ситуации в Приднестровье, что не сможет проигнорировать Россия — и усиление российского присутствия в ПМР ускорит и без того идущие процессы федерализации Украины «снизу», вдобавок русская сфера влияния прирастёт Гагаузией, молдавским районом, который на референдуме 2 февраля 98,09% голосов сообщил о желании независимости. 98,47% жителей желают присоединиться к Таможенному Союзу, а 97,22% отрицают вариант сближения с Евросоюзом.
Румынский экспансионизм может привести к тому, что ситуационно находящийся в тесных двусторонних отношениях с Москвой Будапешт — недавно открытая кредитная линия на строительство АЭС и ряд торговых соглашений — симметрично поступит с тремя уже румынскими областями, с которыми связаны свои, венгерские, территориальные претензии, даже более обоснованные. Венгерский «анклав» в Румынии насчитывает миллион человек, и все они живут на территории, богатой природными ресурсами. Не говоря уже о Закарпатской области Украины, где над учреждениями открыто висят венгерские флаги, а население снабжено значительным количеством венгерских паспортов. Весьма многообещающая ситуация для временного союзника Кремля — венгерского премьер-министра, консерватора и националиста Виктора Орбана.
Все эти интересные сигналы, публикации в авторитетных изданиях и заявления политиков обещают Украине несколько перспектив — в зависимости от динамики политической и социальной напряжённости. Прежде всего, превращение в протекторат США при уступке части полномочий Евросоюзу, с использованием «буферной» территории Украины для размещения «противороссийской» ПРО, и понятной её перспективой в случае начала большой войны. Или же создание протектората будет сочетаться с эрозией территориального суверенитета, когда сопредельные государства-члены НАТО по личной инициативе начнут инициировать в западных областях Украины ровно те процессы, которые происходят сейчас: захват административных зданий, провозглашение народной власти, отказ подчиняться центральному правительству, и т. д. — только в пользу конкретной державы, которая, в данном случае, прямо заинтересована в провоцировании нестабильности для облегчения процесса вторжения.
Впрочем, вторжение — это крайняя мера, которую вполне можно заменить и более мягкими воздействиями. Несмотря на многочисленные обвинения России в «раздаче паспортов в Крыму», ни один такой паспорт никогда не был предъявлен к обозрению, в то время как раздача «карты поляка», румынских паспортов и т. д. — факт давно подтверждённый и никем не отрицаемый.
Вне зависимости от конкретики планов, инициативы именно западных «друзей» не обещают ничего благоприятного для украинского государства в том виде, в котором оно существует сейчас. Разница лишь в том, что одни инициативы подразумевают поглощение целиком, а другие — предварительное расчленение для более эффективного управления территориальными единицами. Русофобия же выглядит весьма удобной во всех случаях — если тратить все силы без остатка на оборону с одной стороны, редко остаётся время оглянуться за спину.
Олег Головачёв
Украина: с какой стороны враги?
Украина: с какой стороны враги?