Чем меньше времени остаётся до саммита «Восточного партнёрства» в литовском Вильнюсе, на котором, скорее всего, будет подписано меняющее весь торговый пейзаж Восточной Европы соглашение между Украиной и ЕС, тем больше накаляется обстановка как внутри Украины, так и во внешнеэкономических отношениях с другими государствами.
Макроэкономические показатели украинской экономики — с её падающим промышленным производством, растущей диспропорцией торгового баланса и дефицитом бюджетных средств, мягко говоря, вызывают опасения. Ещё летом украинское правительство было вынуждено ввести в оборот пятигодичные векселя с 5% доходностью, которые стали средством расчётов с бюджетными предприятиями и структурами. А вся внутренняя государственная политика фактически свелась к лавированию между раздачей обещаний о грядущих европейских благах населению, обеспечением собственных интересов элиты, и фактором времени — подписание соглашения ЕС теоретически создаёт платформу для просьб о европейских кредитах. Которые важно получить до того, как шатающаяся финансовая система государства обрушится, что произойдёт в самый неудобный момент — перед очередными выборами президента в 2015 году. Мало кто оспаривает мнение, что действующий президент может выиграть их разве что чудом, а неизбежная ротация элит, скорее всего, вызовет новую волну уголовных дел.
На этом фоне регулярно возникающий с наступлением осенне — зимних холодов газовый конфликт между «Газпромом» и его украинским визави «Нафтогазом», за которым с большим интересом наблюдают зависящие от него страны Европы, получает новое качество. Поскольку геополитические устремления Киева категорически противоречат его фактическим возможностям и реальному положению дел в целом, банальная закупка энергоносителей для обеспечения (в малой степени) нужд населения и оставшейся промышленности становится главной проблемой всего украинского бытия.
Несмотря на постоянные заявления украинского правительства о том, что Украина, якобы, платит непомерные деньги за российский газ и потому заключённый в 2009 году контракт нуждается в «пересмотре», стоимость энергоресурсов для Украины вполне средняя. Можно даже сказать — среднеевропейская. Компания «Газпром» придерживается индивидуального подхода к ценообразованию, цены для каждого государства не предаются огласке, но по состоянию на начало текущего года, средняя стоимость по Европе составляла 413 долларов, а больше всех за «голубое топливо» платила Черногория — 564 доллара за тысячу кубометров. Польша платила 526, Босния — 515, Чехия — 503, Болгария — 501 доллар. Украина усреднено отдавала 425$ за тысячу кубов.
Хотя, как говорилось, украинское руководство с такой реальностью несогласно. Как сообщил 1 ноября министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий: «Мы считаем на сегодня справедливой среднегодовую цену на газ, учитывая цену на спотовых рынках, $255-265 за тысячу кубометров». При этом министр добавил, что названная цифра еще не предусматривает скидки в $100, предусмотренной по Харьковским соглашениям, то есть итоговая стоимость должна составить примерно 150$ за тысячу кубометров.
Такое жонглирование цифрами, безусловно, с полным правом может быть отнесено к шедеврам циркового искусства, но вряд ли может считаться аргументом в серьёзном деловом диалоге. Прежде всего, потому, что действует контракт, и будет действовать до 2019 года. Его, разумеется, можно расторгнуть в судебном порядке, но украинская сторона на такой шаг отчего-то не идёт, несмотря на категорическую уверенность на словах в собственной правоте. Кроме того, цены спотового рынка и долгосрочных контрактов — это разные вещи. Долгосрочные контракты оперируют сроками и объёмами, которые делают рентабельными разработку месторождений и строительство инфраструктуры, позволяют обеспечить непрерывность и гарантированность поставок. Спотовый рынок — это биржа, реагирующая на сиюминутные колебания спроса и предложения сообразно биржевой специфике. Да, как правило, цены спотового рынка бывают ниже, чем цены долгосрочных контрактов — хотя и не всегда: в феврале-марте этого года стоимость газа на британской площадке NBP выросла до $428,6 за 1 тыс. куб. м, превысив стоимость долгосрочных контрактов, на французской площадке PEG Nord поднялась до $454, на PEG Sud за 1 тыс. куб. м давали $478.
Удовлетворить (и использовать) такие запросы можно лишь обладая достаточным количеством доступных мощностей для хранения газа, что позволит оперативно их заполнять «на чёрный день» и расходовать запасы по мере необходимости. Поэтому государства, предпочитающие использовать спотовый газ, обычно обладают развитой системой газохранилищ и СПГ-терминалов. У Украины, как известно, хранилища в необходимом количестве имеются, но возможности их заполнять каким-либо газом, кроме российского — отсутствуют.
Широко анонсированные планы по строительству СПГ-терминалов, которые бы позволили получать газ из Катара, Алжира или других экспортёров, остаются сугубо теоретическими. Причём теория не отличается проработанностью даже на этом уровне — чего стоит прошлогоднее масштабное «подписание» инвестиционного соглашения в миллиард долларов между правительством Украины и испанской Gas Natural Fenosa о строительстве СПГ-терминала на побережье Черного моря. В подписании принимали участие премьер-министр Украины Николай Азаров и министр топлива Юрий Бойко — испанскую же сторону представлял непонятно откуда взявшийся лыжный инструктор Хорди Сарда Бонвехи, о существовании которого Gas Natural Fenosa, судя по последующим комментариям, не подозревало вовсе.
Проблемы со строительством СПГ-терминала, на возведение которого у Киева нет ни времени, ни денег — не единственные. Есть сложности с получением разрешения Турции на проход через Босфор газовозов, которые должны были бы снабжать не построенный терминал. Ещё один проект по поиску альтернатив российскому газу заключается в поставках углеводородов из Европы. Время от времени появлялись бравурные сообщения о том, что Украина приступила к «реверсному» потреблению газа. Газ этот во многом остаётся российским, но учитывая, например, разницу в цене для Германии, партнёра РФ и «Газпрома» (379$), и Украины (425$) — игра стоила свеч. Правда, ни «Газпром», ни его немецкие партнёры не пожелали активно применять такую схему.
Киев начал покупать газ в Венгрии и Польше, но это снова оказалось разовой акцией. Украина начала получать газ из Европы через территорию Польши по контракту с немецкой RWE в конце прошлого года. В конце марта 2013 года также начались поставки газа через территорию Венгрии, ожидалось получение газа через Словакию. Летом начались переговоры с Румынией. Но 22 октября выяснилось, что поставки природного газа из Польши на Украину приостановлены из-за высокой цены топлива, а поставки из Румынии по реверсной схеме не могут начаться из-за технических трудностей, о чём сообщил заместитель председателя правления «Нафтогаза» Вадим Чупрун. «Вы же посмотрите, там какие цены. А у нас есть условие: газ должен быть дешевле российского газа», — заявил чиновник.
Учитывая затраты на строительство СПГ — терминалов и растущую спотовую стоимость газа, идея просто дождаться истечения срока действия текущего контракта могла бы показаться разумной. Однако, снова возникает фактор времени: Украина просто не может платить по рыночным ценам за газ, спотовых или длительных контрактов. Так, по состоянию на 1 ноября, долг Украины за поставки российского газа увеличился за счет процентов на 7,7 млн долларов и составил 890 млн долларов. Пресс-служба «Газпрома» отмечает, что, согласно приложению к контракту «Газпрома» и НАК «Нафтогаз Украины», «за каждый день просрочки платежа не позже 1 октября 2013 начисляется сумма в размере 6% годовых, начиная с 8 сентября и заканчивая датой оплаты».
Этот долг ложится дополнительным бременем на уже существующие кредитные обязательства. Первого октября замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Андрей Бондаренко сообщил о том, что компания «Нафтогаз Украины» договорилась о пролонгации на пять лет кредита российского «Газпромбанка» на $2 млрд. В прошлом году «Газпромбанк» выделил «Нафтогазу» кредит под 8,5% годовых, который должен был быть погашен 24 июня этого года. Замминистра заявил, что кредит был пролонгирован «под государственные гарантии» в размере 500 миллионов долларов, а договоренность с «Газпромбанком» «уже юридически закреплена». Ранее «Нафтогаз» уже привлекал кредиты от другого российского банка — ВТБ.
Для чего понадобились государственные гарантии — очевидно. В тот же период времени появились сообщения о том, что национальный газовый оператор «Нафтогаз» находится на грани банкротства. В частности, 10 октября заканчивался срок, до которого держатели пятилетних еврооблигаций НАК «Нафтогаза» должны были получить купонный платеж. Собственных средств у «Нафтогаза» не нашлось, и платить по его долгам было вынуждено Министерство финансов. Дополнительно украинский парламент в целях улучшения финансовых показателей компании планирует освободить её от уплаты взносов в Госрезерв. Первое полугодие 2013 года «Нафтогаз Украины» завершил с чистым убытком в 10 млрд грн (примерно 40 миллиардов рублей).
Этим же законопроектом Верховная Рада намерена разрешить погашение 1,3 млрд грн долгов предприятий теплокоммунэнерго за счет прибыли НАЭК «Энергоатом» — оператора всех действующих атомных электростанций в Украине. А также 240 млн грн из прибыли «Энергоатома» предлагается направить на погашение долгов государственных шахт за электроэнергию. Другими словами, «Нафтогаз» Украины является глубоко убыточным должником, которому удаётся удерживаться на плаву за счёт перенаправления средств из других сегментов топливно-энергетического комплекса и прямых дотаций из государственного бюджета, выступающего в качестве поручителя.
Это обстоятельство не прошло незамеченным. 29 октября председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что до сих пор не оплаченный Киевом счёт в 882 млн. долларов за поставленный в августе российский газ позволяет задействовать положение действующего контракта о переходе с декабря на предоплату. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поддержал это предложение, отметив, что, судя по всему, украинская сторона платить не собирается.
Украинская сторона немедленно отреагировала. Министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий заявил, что «вопрос фактически решен», и 4-го ноября проблема будет разрешена. При этом, где возьмут средства, Ставицкий не уточнил. Вице — премьер Украины Юрий Бойко многозначительно добавил, что «если будет такой формальный подход со стороны российских коллег, мы оставляем за собой право таким же образом использовать контракт только на закупку, и вся полнота ответственности за транзит газа в Европу со стороны российского «Газпрома» будет возложена только на них». Слова украинского вице-премьера можно воспринимать по-разному, но нельзя отделаться от воспоминаний о зиме 2009 года, когда попавшая в аналогичную ситуацию Украина начала присваивать предназначенный Европейскому Союзу газ. После чего даже лояльные к Киеву европейцы убедились: проекты альтернативных газопроводов «Северный» и «Южный поток» есть насущная необходимость.
Нынешний акт «газовой войны» вполне может стать последним. Или, во всяком случае, обозначающим очевидный финал. Доходность «Нафтогаза» отрицательна, спасать его всё больше придётся за счёт дефицитного бюджета, доходы которого в 2013 году запланированы на уровне в 370 миллиардов гривен (примерно 45 миллиардов долларов) и, по самым оптимистичным оценкам, не превзойдут это значение в следующем, предвыборном году. Расходы же составляют 50 миллиардов долларов. Кроме того, Украина активно расходует золотовалютные резервы, прикрывая финансовые дыры — на конец сентября ЗВР составляли 21,639 миллиарда долларов. Наряду с поддержанием курса гривны, главным направлением расходов государственных запасов валюты являются внешнеторговые платежи, том числе и за поставки газа, а также возвращение кредитов. До 15 ноября необходимо вернуть МВФ полтора миллиарда долларов. А всего в 2013 году Украина должна выплатить фонду рекордные 5 миллиардов 630 миллионов долларов.
Некоторые эксперты полагают, что Украине угрожает дефолт в случае сокращения золотовалютных резервов до уровня ниже 20 млрд долларов. Если счёт за жаркий август, когда не требуется отопление, при учёте всех сокращений закупок, составил без малого 0,9 миллиарда долларов, то вполне можно взять эту цифру как среднемесячный платёж. И за 2014 год украинская казна от имени «Нафтогаза» выплатит «Газпрому» порядка 10 миллиардов долларов. Что опустошит ЗВР намного сильнее, чем это необходимо для наступления того самого дефолта, о котором говорят пессимисты. И до следующей зимы «Нафтогаз Украины», вместе с украинской стабильностью, может попросту не дожить.
Такая перспектива могла бы быть названа печальной, если бы не её очевидная предсказуемость. В 2008-2009 гг. Украину не устраивала стоимость в 50$ за тысячу кубометров, и Киев предпринял все усилия, чтобы заключить новый, европейский прогрессивно-рыночный контракт, хотя в «Газпроме» и пытались отговаривать. Впоследствии были проигнорированы все компромиссные предложения о снижении цены на газ в обмен на доступ к украинской ГТС. Апеллировать к братским чувствам, учитывая отчаянные попытки Украины обособиться от России в экономических и культурно-исторических смыслах, — тоже странно. Есть ли у «Газпрома» стимулы — экономические или моральные для пересмотра безусловно выгодного контракта? Ни малейших!
В самом ближайшем будущем Киеву, совершенно очевидно, придётся проявить сверхизобретательность и способность корректировать находящиеся в последней стадии внешнеполитические ( и экономические) процессы. Иначе череда «газовых войн» окончится для Украины очень скоро и в высшей степени бесславно.
Андрей Полевой
Украина — Россия: последняя газовая война
Украина — Россия: последняя газовая война