По каким признакам можно судить о наличии кризиса в системе образования и воспитания? Этот вопрос стал ключевым для участников круглого стола в Северном Арктическом федеральном университете «Проблемы образования в эпоху кризиса нравственных идеалов». Мероприятие прошло в рамках I Архангельского форума Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС).
Философ Аркадий Малер отметил, что тема кризиса образования была публично обозначена еще полвека назад: «Первый признак, когда не существует однозначно доминирующей идеологии. Это значит, что, когда сегодня учитель в школе или профессор в институте должны объяснить аудитории тот или иной факт, у них нет никаких ценных указаний. Второй признак — образование не дает социального статуса и может не давать знаний. Следующий — появилась новая уникальная технология, которая соответствует эпохе Постмодерна — интернет. Если вас нет в интернете, то вас нет в современной цивилизации. Что это означает для культуры знания? Его стало легко получить. Не надо больше покупать книги, ходить в библиотеки, все есть в сети. Интернет создал иллюзию легкого, почти бесплатного получения информации. Это породило ценностный релятивизм».
По словам христианского мыслителя, еще один признак кризиса образования — интернет позволяет имитировать жизнь.
«Имеет место и инфантилизация. Это позволяет забыть о возрасте, мы хотим быть похожими на беззаботных детей. Что в этой ситуации делать? Я убежден, что откорректировать ситуацию может лишь государство. Для этого ему необходима идеология, однако в настоящий момент ее нет. И тогда на место государства приходят религиозные институты, именно они претендуют на истинное мировоззрение. Если государство так и не вмешается, то возможны два пути: образование будет постмодернистским или церковным», — сказал Аркадий Малер.
Заместитель министра образования Архангельской области, начальник управления общего и дополнительного образования Юрий Гнедышев отметил, что Россия переживает сложный исторический период, перемены затронули воспитательную сферу жизни общества: «Детям сложно распознать, где добро, а где зло. Стерты грани дозволенного, подрастающее поколение дезориентировано в общественном пространстве. Поэтому духовное развитие — важнейший компонент социального заказа для образования».
«Государство не имеет идеологии воспитания, однако хочет, чтобы педагоги воспитывали детей. Как это возможно, если учителям никто не сказал, что такое хорошо, а что такое плохо?» — задался риторическим вопросом руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.
Священник обратил внимание на то, что современных родителей интересует качество знания ребенка: «Вспомните, еще пятьдесят лет назад мам и пап интересовало именно поведение, ведь если ребенок плохо себя ведет, то учить его нельзя. Однако самое страшное даже не это, критерием нравственности стало соблюдение Уголовного кодекса Российской Федерации. Что делать в этой ситуации? Мы должны создавать оазисы, где правила будут выше, чем этот кодекс».