Кровавая бойня в Донбассе, близость экономического краха, радикализация населения, неприятности во внешней политике, грань полного распада государства — вот набор, с которым приходится иметь дело Петру Порошенко. Президенту Украины не позавидуешь — это настоящий цугцванг, когда каждый следующий шаг ухудшает положение не только его самого, но и страны.
Впрочем, корить Пётр Алексеевич может только себя. Порошенко всегда был политически гибок. Он умел договариваться с любым президентом — Леонидом Кучмой, Виктором Ющенко, Виктором Януковичем. При двух последних он побывал министром. Но разладились у него отношения с Януковичем, и стал один из богатейших людей Украины спонсором майдана. Как первоначально казалось, Порошенко должен был сорвать с противостояния в Киеве огромный куш. И вроде бы сорвал — бывший глава государства сбежал, а теперь всем вроде бы рулит он.
Но ещё в начале года он мог бы задуматься, с кем имеет дело. Тогда, зимой, ещё депутат Порошенко пытался остановить толпу, рвавшуюся на бульдозере к администрации президента. Он пытался увещевать собравшихся, но в ответ его обзывали «москалём» и бросали в него его же конфетами «Рошен». Мол, у тебя есть производство в России, и сам ты — не чистый украинец. Сделаешь шаг не туда — порвём и накажем.
Но в то время Порошенко ни за кого не отвечал в политическом смысле — он был беспартийным депутатом. Теперь же он в ответе за всё. И положение, в которое он попал, можно обозвать шахматно-шашечным термином «цугцванг». Что бы ни сделал президент — каждый его шаг ухудшит положение и его собственное, и Украины. Это касается и войны в Донбассе, и экономики, и внутренней политики, и внешней.
Начнём с истекающего кровью Донбасса. То Порошенко объявляет перемирие, то повторяет заклинания про «уничтожим террористов». Хочет он воевать, не хочет воевать — понять трудно, да и незачем. Единственный выход у главы государства — колебаться, изображая то ястреба, то голубя. Однако ни то, ни другое не пройдёт. Неблагоприятные и для него лично, и для страны в целом последствия дадут о себе знать в любом случае.
Если Порошенко окончательно подавит Донбасс силой — победа окажется «пирровой». В Донецком и Луганском регионах проживает семь миллионов человек. Они вряд ли когда-либо забудут, как их утюжили из тяжёлой артиллерии и авиации. И дети дончан и луганчан не забудут, и внуки. Одно дело — управлять собственной территорией, и совсем другое — завоёванной. Все оттуда не убегут, и галичан на заселение Донбасса не хватит. Регион поднимется снова, увидев, что имеет дело с оголтелым националистическим «бандерштатом».
А если опьянённые успехом киевские власти начнут вырезать местное население и ещё сильнее давить русский язык? А если ринутся в Крым, как призвал это сделать новый министр обороны Валерий Гелетей? Дело чревато восстанием и неминуемым военным вмешательством России. Когда русских людей вырезают тысячами, когда лезут в Крым — тут наплюёшь на любые западные санкции. Дело окончится новой большой кровью, а самого Порошенко в лучшем случае ждёт бесславная судьба бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили.
А далее — не факт, что в составе такой Украины захотят остаться другие регионы. Вслед за Крымом и Донбассом потянутся Харьков, Одесса, затем — Днепропетровск. Венгры Закарпатья и румыны Черновицкой области тоже не захотят оставаться в воюющем Бандерштате. Тут и некоторые жители Галиции и Западной Волыни начнут искать у себя польские корни, дезертировать. Бандерштат не оценит и сама Польша. Итогом станет распад государства.
Возьмём другой сценарий. Порошенко прекращает огонь, но как долго продлится мир? Вспомним митинг в Киеве, где агрессивная толпа требовала продолжения войны. А контролирует ли президент подразделения Игоря Коломойского, «Правый сектор»? Они открыто угрожают новым майданом. В таком случае недолго Петру Алексеевичу руководить страной. Националистически настроенная вооружённая толпа его просто сметёт.
А дальше — сценарий тот же. Усиление войны в Донбассе, провокации в Крыму, грубая русофобия, подавление русского языка и всех национальных меньшинств. Но одним насилием государство не построишь. Даже без военного вмешательства России такой Бандерштат рухнет — из него побегут целыми регионами. А уж если спровоцируют Россию на военный ответ — подавно. Кстати, тут и Венгрия с Румынией введут войска в Закарпатье и на Буковину для защиты соплеменников. А итог всё тот же — конец Украины.
Перейдём к экономике. Подписал Порошенко ассоциацию с Евросоюзом. И опять же не имеет значения, видел ли он изъяны в документах или нет. Искренне ли он видит в этом мифический путь в ЕС (куда Украину никто не звал) или же боялся нового майдана. Украина превратится в рынок сбыта для европейских товаров. А самим европейцам не нужны ни ракеты с «Южмаша», ни сало с горилкой из деревни в Винницкой области. Труба газовая нужна — и больше ничего.
А ведь чтобы получить финансовую помощь от МВФ и того же ЕС, надо цены поднять, сократить число бюджетников, закрыть предприятия. Как следствие — Украину ждёт уже новый майдан с социально-экономическими требованиями. И опять во многих регионах встанет вопрос: а зачем нужна такая Украина, где экономика летит в пропасть? Тут и Россия, и Венгрия с Румынией смотрятся куда выигрышнее. Итог тот же самый — каждый новый ход ведёт к концу и власть Порошенко, и Украину как государство.
Посмотрим на политику. Если дать права русскому языку и другим языкам национальных меньшинств — националисты из «Свободы» и радикал Олег Ляшко останутся недовольны. Они закричат, что президент «сдаёт родину москалям». Если не дать — неудовлетворёнными будут жители Запорожья и Николаева, болгары Одесской области, уже упомянутые румыны и венгры. И опять президентское кресло под Порошенко зашатается, а вслед за этим затрещит и украинская государственность.
Давать или не давать федерализацию или хотя бы децентрализацию? Если давать — в Харькове и Днепропетровске сохранится больше денег, зато Ровно и Тернополь недополучат. А в этих регионах ребята пассионарные по части нового майдана живут... А не давать — тогда тот же Донбасс всё больше будет смотреть в сторону от Украины, да и другие регионы юго-востока не обрадуются. И опять приходим к пресловутому цугцвангу.
И, наконец, внешняя политика. Если Порошенко начнёт нормальный диалог с Россией — свой горячий нрав покажут националисты. Если не начнёт — тогда по Украине будет нанесён сильный экономический и политический удар. Не будет же Россия создавать благоприятный режим отношений с русофобским государством. Да и на самой Украине всё равно остаётся немалый процент тех, кто ориентирован на Россию. И чем дальше на восток — тем их больше. Опять же отношения с Россией взорвут Украину изнутри и подорвут власть Порошенко. А заодно лишат его прибыли с его российских предприятий.
Перейдём к западному направлению. Пройдут годы, а в Евросоюз Украину так никто и не позовёт. И тут возмутятся многие: зачем тогда ассоциировались, чтобы нас в предбаннике держали? А если же некое подобие особого статуса возле ЕС предложат, то тут Венгрия и Румыния потребуют особого статуса для своих национальных меньшинств. И Польша вспомнит об утраченной собственности поляков во Львове, о том, что Степан Бандера и Роман Шухевич поляков убивали. И «попросят» разобраться. Итог опять тот же самый — ни Порошенко, ни Украины как таковых не останется.
Куда ни сунься — везде цугцванг. Какой ход ни сделай — положение Порошенко станет более шатким, а украинская государственность ещё больше зашатается. Думал ли «шоколадный король», что ему светит участь голого короля без государства? Но история сослагательного наклонения не имеет. Спасти Порошенко, да и Украину могут только невероятная удача в сочетании с мозговым штурмом. В противном случае они обречены.
Вадим Трухачёв
Цугцванг — и для Порошенко, и для Украины
Цугцванг — и для Порошенко, и для Украины