Всемирный Русский Народный Собор
О ВРНС
  • О ВРНС
  • Глава Собора
  • Заместители
  • Бюро Президиума
  • Президиум
  • Совет
  • Секретариат
  • Комитеты
  • Центры
Новости
Слово Патриарха
Соборы 1993-2022
  • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
  • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
  • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
  • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
  • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
  • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
  • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
  • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
  • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
  • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
  • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
  • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
  • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
  • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
  • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
  • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
  • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
  • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
  • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
  • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
  • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
  • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
  • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
  • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
Регионы
  • Алтайский край
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Донецкая Народная Республика
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Запорожская область (Мелитополь)
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Луганская Народная Республика
  • Москва
  • Ненецкий автономный округ
  • Мурманская область
  • Нижегородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пермский край
  • Республика Башкортостан
  • Республика Бурятия
  • Республика Дагестан
  • Республика Калмыкия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Саха (Якутия)
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Севастополь
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тульская область
  • Тверская область
  • Тюменская область
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Челябинская область
  • Ярославская область
Форумы
  • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
  • I Архангельский форум ВРНС
  • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
  • I Санкт-Петербургский форум ВРНС
  • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
  • I Сибирский форум ВРНС
  • VIII Ставропольский форум ВРНС
  • I Челябинский форум ВРНС
  • I Пермский форум ВРНС
  • IX Ставропольский форум ВРНС
Ещё
    vrns@vrns.ru

    Москва, Даниловский вал д. 22
    Всемирный Русский Народный Собор
    Международная общественная организация
    О ВРНС
    • О ВРНС
    • Глава Собора
    • Заместители
    • Бюро Президиума
    • Президиум
    • Совет
    • Секретариат
    • Комитеты
    • Центры
    Новости
    Слово Патриарха
    Соборы 1993-2022
    • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
    • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
    • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
    • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
    • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
    • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
    • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
    • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
    • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
    • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
    • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
    • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
    • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
    • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
    • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
    • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
    • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
    • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
    • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
    • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
    • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
    • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
    • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
    • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
    Регионы
    • Алтайский край
    • Архангельская область
    • Астраханская область
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • Донецкая Народная Республика
    • Еврейская автономная область
    • Забайкальский край
    • Запорожская область (Мелитополь)
    • Иркутская область
    • Калининградская область
    • Кемеровская область
    • Кировская область
    • Костромская область
    • Краснодарский край
    • Красноярский край
    • Курганская область
    • Луганская Народная Республика
    • Москва
    • Ненецкий автономный округ
    • Мурманская область
    • Нижегородская область
    • Новосибирская область
    • Омская область
    • Оренбургская область
    • Орловская область
    • Пермский край
    • Республика Башкортостан
    • Республика Бурятия
    • Республика Дагестан
    • Республика Калмыкия
    • Республика Коми
    • Республика Крым
    • Республика Саха (Якутия)
    • Рязанская область
    • Самарская область
    • Санкт-Петербург
    • Севастополь
    • Свердловская область
    • Смоленская область
    • Ставропольский край
    • Тульская область
    • Тверская область
    • Тюменская область
    • Удмуртская Республика
    • Ульяновская область
    • Хабаровский край
    • Челябинская область
    • Ярославская область
    Форумы
    • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
    • I Архангельский форум ВРНС
    • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
    • I Санкт-Петербургский форум ВРНС
    • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
    • I Сибирский форум ВРНС
    • VIII Ставропольский форум ВРНС
    • I Челябинский форум ВРНС
    • I Пермский форум ВРНС
    • IX Ставропольский форум ВРНС
      Всемирный Русский Народный Собор
      О ВРНС
      • О ВРНС
      • Глава Собора
      • Заместители
      • Бюро Президиума
      • Президиум
      • Совет
      • Секретариат
      • Комитеты
      • Центры
      Новости
      Слово Патриарха
      Соборы 1993-2022
      • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
      • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
      • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
      • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
      • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
      • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
      • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
      • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
      • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
      • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
      • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
      • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
      • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
      • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
      • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
      • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
      • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
      • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
      • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
      • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
      • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
      • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
      • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
      • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
      Регионы
      • Алтайский край
      • Архангельская область
      • Астраханская область
      • Белгородская область
      • Брянская область
      • Владимирская область
      • Вологодская область
      • Воронежская область
      • Донецкая Народная Республика
      • Еврейская автономная область
      • Забайкальский край
      • Запорожская область (Мелитополь)
      • Иркутская область
      • Калининградская область
      • Кемеровская область
      • Кировская область
      • Костромская область
      • Краснодарский край
      • Красноярский край
      • Курганская область
      • Луганская Народная Республика
      • Москва
      • Ненецкий автономный округ
      • Мурманская область
      • Нижегородская область
      • Новосибирская область
      • Омская область
      • Оренбургская область
      • Орловская область
      • Пермский край
      • Республика Башкортостан
      • Республика Бурятия
      • Республика Дагестан
      • Республика Калмыкия
      • Республика Коми
      • Республика Крым
      • Республика Саха (Якутия)
      • Рязанская область
      • Самарская область
      • Санкт-Петербург
      • Севастополь
      • Свердловская область
      • Смоленская область
      • Ставропольский край
      • Тульская область
      • Тверская область
      • Тюменская область
      • Удмуртская Республика
      • Ульяновская область
      • Хабаровский край
      • Челябинская область
      • Ярославская область
      Форумы
      • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
      • I Архангельский форум ВРНС
      • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
      • I Санкт-Петербургский форум ВРНС
      • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
      • I Сибирский форум ВРНС
      • VIII Ставропольский форум ВРНС
      • I Челябинский форум ВРНС
      • I Пермский форум ВРНС
      • IX Ставропольский форум ВРНС
        Всемирный Русский Народный Собор
        Всемирный Русский Народный Собор
        • О ВРНС
          • Назад
          • О ВРНС
          • О ВРНС
          • Глава Собора
          • Заместители
          • Бюро Президиума
          • Президиум
          • Совет
          • Секретариат
          • Комитеты
          • Центры
        • Новости
        • Слово Патриарха
        • Соборы 1993-2022
          • Назад
          • Соборы 1993-2022
          • XXIV ВРНС "Православие и мир в XXI веке" (24.10.2022)
          • XXIII ВРНС «Народосбережение — настоящее и будущее России» (17–18.10.2019)
          • XXII ВРНС «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» (01.11.2018)
          • XХI ВРНС «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» (1.11.2017)
          • XX ВРНС «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» (1.11.2016)
          • XVIII ВРНС «Единство истории, единство народа, единство России» (11.11.2014)
          • XVII ВРНС «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа» (30-31.10.2013)
          • XVI ВРНС «Рубежи истории — рубежи России» (1-2.10.2012)
          • XV ВРНС «Базисные ценности — основа единства народов» (25-26.05.2011)
          • XIX ВРНС «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» (9-10.11.2015)
          • XIV ВРНС «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» (25-26.05.2010)
          • XIII ВРНС «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» (21-23.05.2009)
          • XII ВРНС «Будущие поколения — национальное достояние России» (20-22.02.2008)
          • XI ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России» (5-7.03.2007)
          • X ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке» (4-6.04.2006)
          • IX ВРНС «Единство народов, сплоченность людей — залог Победы над фашизмом и терроризмом» (9-10.03.2005)
          • VIII ВРНС «Россия и православный мир» (3-5.02.2004)
          • VII ВРНС «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» (16-17.12.2002)
          • VI ВРНС «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» (13-14.12.2001)
          • V ВРНС «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» (6-7.12.1999)
          • IV ВРНС «Здоровье нации» (5-7.06.1997)
          • III ВРНС «Россия и русские на пороге XXI века» (4-6.12.1995)
          • II ВРНС «Через духовное обновление к национальному возрождению» (1-3.02.1995)
          • I ВРНС «Российская соборная мысль» (26-28.05.1993)
        • Регионы
          • Назад
          • Регионы
          • Алтайский край
          • Архангельская область
          • Астраханская область
          • Белгородская область
          • Брянская область
          • Владимирская область
          • Вологодская область
          • Воронежская область
          • Донецкая Народная Республика
          • Еврейская автономная область
          • Забайкальский край
          • Запорожская область (Мелитополь)
          • Иркутская область
          • Калининградская область
          • Кемеровская область
          • Кировская область
          • Костромская область
          • Краснодарский край
          • Красноярский край
          • Курганская область
          • Луганская Народная Республика
          • Москва
          • Ненецкий автономный округ
          • Мурманская область
          • Нижегородская область
          • Новосибирская область
          • Омская область
          • Оренбургская область
          • Орловская область
          • Пермский край
          • Республика Башкортостан
          • Республика Бурятия
          • Республика Дагестан
          • Республика Калмыкия
          • Республика Коми
          • Республика Крым
          • Республика Саха (Якутия)
          • Рязанская область
          • Самарская область
          • Санкт-Петербург
          • Севастополь
          • Свердловская область
          • Смоленская область
          • Ставропольский край
          • Тульская область
          • Тверская область
          • Тюменская область
          • Удмуртская Республика
          • Ульяновская область
          • Хабаровский край
          • Челябинская область
          • Ярославская область
        • Форумы
          • Назад
          • Форумы
          • Всероссийский образовательный форум ВРНС (г. Екатеринбург)
          • I Архангельский форум ВРНС
          • II Санкт-Петербургский форум ВРНС
          • I Санкт-Петербургский форум ВРНС
          • III Санкт-Петербургский форум ВРНС
          • I Сибирский форум ВРНС
          • VIII Ставропольский форум ВРНС
          • I Челябинский форум ВРНС
          • I Пермский форум ВРНС
          • IX Ставропольский форум ВРНС
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        • Главная
        • Новости
        • Цивилизационные ценности как основа суверенитета российской цивилизации

        Цивилизационные ценности как основа суверенитета российской цивилизации

        Цивилизационные ценности как основа суверенитета российской цивилизации

        Владимир Лепехин

        директор Института ЕАЭС,

        руководитель Дискуссионного клуба ВРНС

        Уважаемые коллеги и друзья, мы с вами в рамках Рождественских чтений обсуждаем тему, чрезвычайная актуальность которой не вызывает сомнений. Многие граждане России уже давно осознали простую логическую цепочку: развитие страны невозможно без наличия у её руководства четкой и ясной стратегии, в свою очередь, формирование такой стратегии невозможно без овладения элитами адекватной времени идеологией; ну а идеология в современных обществах все чаще и основательней связана с ценностями.

        Вся идеологическая борьба в современном мире связана уже не столько с борьбой идеологических доктрин, сколько с противостоянием ценностных систем.

        Политики, не говоря уже о простых людях, давно запутались в идеологиях, но это не значит, что они хорошо разбираются в ценностях. Просто идеологии всем надоели, а ценности – это то, вокруг чего сегодня разворачиваются основные дискуссии. Так что сегодня в российском обществе идеологическая борьба и противоборство стратегий развития приняли форму противостояния различных ценностных систем. Прежде всего – навязываемых России так называемых западных ценностей, выдаваемых за ценности свободы и прогресса, и органичных для нашей цивилизации ценностей традиционных.

        Очевидно, что российское общество сегодня как никогда заинтересовано в том, чтобы разобраться в своем нравственном коде и понять, какие конкретно нравственные нормы не просто позволят нашей стране выжить в условиях нарастания внешних угроз, но также могут и должны стать основаниями для её конкурентного развития. Вот и в начавшейся в России кампании по выборам президента страны избирателей уже не интересуют программные заявления кандидатов. Их граждане России считают пустопорожней болтовней, и практически все, кто намерен принять участие в выборах, будут голосовать за того кандидата, кто им ближе в нравственном смысле.

        Грубо говоря, бесчестные люди будут голосовать за тех кандидатов, при которых можно будет продолжать врать и воровать, честные – за тех, кто ближе к Богу. Русофобы будут голосовать за кандидатов, которым отвратительно все отечественное, патриоты за тех, кто своим трудом преумножают русское и российское.

        Президент России Владимир Путин в фильме «Валаам» телеканала «россия» высказался в том духе, что «коммунистическая идеология сродни христианству», тем самым обозначив тренд на объединение россиян вокруг ценностей патриотизма. И это единственно возможная правильная позиция власти в условиях подогреваемого извне гражданского противостояния.

        Весь прошлый год две самые большие группы россиян, а именно людей православной культуры (их в РФ более 60 %) и людей по духу своему «советских» (их в РФ более половины), профессионально сталкивали между собой различные кукловоды. И по вопросу о передаче Исаакиевского собора церкви, и по вопросу оценок фильма «Матильда» и спектаклей в «Гоголь-центре», и по вопросу о Великой русской революции, и по так называемой гендерной и ювенальной проблематике.

        Безнравственные или же чуждые, а то и враждебные российскому большинству псевдоценности лезут сегодня изо всех щелей – и оно еще не научилось им противостоять, в то время как российские элиты, занятые «более важными» делами, отучились их распознавать.

        Президент стремится объединить российский народ вокруг ценностей любви к родине и уважения к государству, но ему будут мешать. И сегодня, когда власть имущие в России и за рубежом начинают осознавать, что именно дух страны и её нравственная позиция становятся решающими факторами развития, возникает опасность, что народ российский начнут толкать, с одной стороны, в примитивное и лицемерное морализаторство, а с другой – подсовывать ему сомнительные ценности. Как это было, к примеру, в начале 90-х годов прошлого века, когда россияне купились на фантики так называемых «общечеловеческих ценностей», за которыми стоял банальный американский глобализм.

        Что мы с вами должны делать в такой ситуации?

        Для начала мы должны понять содержание такого феномена, как «нравственные ценности». После чего научиться отличать национальные ценности от антинациональных и цивилизационные – от глобалистских.

        В рамках нашего жесткого регламента я не могу представить здесь развернутый научный доклад. Посему ограничусь изложением ряда суждений методологического характера.

        Тема нашей секции заточена на проблемы российской образовательной системы, однако в настоящее время в этой системе нет качественных методичек, касающихся ценностного подхода к образованию. (Понятно же, что только изучения основ христианства и других религий в школе сегодня недостаточно для становления в стране ценностно-ориентированного образования). Вот почему я считаю важным обратить ваше внимание, в первую очередь, на методологические основания освоения такой темы, как «российские ценности».

        Первое основание состоит в том, что, говоря о ценностном подходе в образовании, искусстве, политике или экономике, мы не должны руководствоваться неким случайным и ситуативным набором каких-то качеств или норм, выхваченных из общецивилизационного пространственно-временного контекста.

        К сожалению, сегодня в России доминируют методики, основанные на выявлении неких «ценностей» методом массовых опросов населения, когда респондентов просят отметить те ценности в анкете, которые кажутся им наиболее привлекательными. В итоге социологи получают срез неких настроений людей на данный момент времени, из которого следует, например, что россияне симпатизируют нескольким десяткам самых разных «ценностей». Отмечаются, в частности, «личная свобода», «любовь», «политическая демократия», «рыночная экономика», «здоровая семья», «достойная жизнь» и еще целый набор подчас предельно абстрактных предпочтений, список которых практически ничем не отличается от списка полученных аналогичным путем добродетелей в любой другой стране мира.

        На самом деле, выявляемые таким путем «ценности» не имеют никакого отношения к собственно национальным и цивилизационным ценностям того или иного народа. Они вытекают из представлений людей о том, «чего хочется», а вовсе не из свойств и качеств того общества, в котором они реально живут. К примеру, индивидуализм и потребительство не органичны для российской цивилизации, а такая современная «ценность», как стремление человека к материальному благосостоянию не соотносится с сущностными состояниями среднестатистического жителя Руси-России. Вот почему эти свойства отдельных социальных групп не могут быть основаниями ценностной системы российской цивилизации.

        Выявляемые методом опросов населения ценности-клише идеальны с точки зрения персональных пожеланий, но они ситуативны и формируются под воздействием личных обстоятельств, установок власти и СМИ, а потому не определяют архетип нации и ее нравственную природу.

        Сущностные характеристики того или иного народа имеют ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ (подчас тысячелетний) и УСТОЙЧИВЫЙ характер. Они не меняются, по крайней мере, легко и быстро, в связи с политической и иной конъюнктурой. Именно такие характеристики становятся основаниями ценностной матрицы той или иной нации или цивилизации.

        Сущностных признаков не может быть много. Их примерно десяток. На такое число сориентированы, в частности, Библия и Коран, в которых сформулированы нравственные основания христианина и мусульманина. Но христианский декалог или же основные положения исламской этики – это тоже своего рода «идеальные ориентиры», так что христианские ценности – не то же самое, что и, к примеру, ценности российской цивилизации. Все это нужно понимать и различать.

        Второе методологическое основание предполагает учет нами характера мирового контекста.

        Ни для кого не секрет, что мир начал разворачиваться от глобализма по-американски в сторону многополярного мира. Понятно и то, что основными субъектами этого многополярного мира, его полюсами становятся государства-цивилизации: США, Евросоюз, Китай, Россия-Евразия... Но у каждой из названных цивилизаций имеются свои ценности, свои системы моральных предпочтений. То есть мы наблюдаем сегодня не только конкуренцию и столкновение цивилизаций, но также конкуренцию и столкновение ценностных систем. И грош цена такой цивилизации, которая пытается занять какое-то значимое место в мировой политике, опираясь в своем развитии на ценностные основания иной, а то и враждебной цивилизации.

        Как та же Россия может развиваться и как-то противостоять Западу, фактически объявившему нашей стране войну, если она опирается сегодня не на свои собственные, а на архетипически чуждые ей западные ценности? Как в нашей стране могут сформироваться конкурентоспособные наука, бразование и мировоззренческая среда, если правящий класс превратил отечественную систему образования в периферию Болонского процесса?

        А между тем соседний Китай буквально в течение нескольких десятилетий осуществил мощнейший рывок в своем социально-экономическом развитии. Как ему это удалось? Рецепт прост: нужно использовать все достижения мирового НТП в собственных интересах, при опоре на свои национальные ценности и суверенную систему образования и не спрашивая на это ни у кого разрешения.

        Китайская этика, как известно, определяется основными положениями буддизма и конфуцианства. Что было первичным в Китае - светская конфуцианская этика или религия буддизма – вопрос спорный. Важно, что в этическом смысле обе эти мировоззренческие доктрины явили собой вполне органичный синтез.

        Конфуцианская этика «золотой середины» в какой-то момент времени была дополнена буддисткой этикой «срединного пути». Обе эти нравственные системы предписывали китайскому обществу избегать крайностей и противоположностей, стремиться к синтезу и объединению всего полезного и положительного. Результат мы видим сегодня: китайцам удалось соединить жесткое административно-политическое управление с рыночной экономикой. Они сделали то, что не смогли и даже не пытались сделать лидеры СССР.

        Добиться такого синтеза российские чиновники не могут и не хотят и сегодня в России. В нашей стране, увы, пышным цветом цветут в основном разного рода крайности.

        Необходимость понимания и учета объективного характера цивилизационной и ценностной конкуренции – это второе, предлагаемое вашему вниманию методологическое основание.

        Из него вытекает третье основание – понимание того факта, что так называемое единство христианской цивилизации – это миф, навязываемый России со времени основания Ватикана.

        На самом деле, еще с того момента, когда западные христиане посчитали себя «исключительной» ветвью христианства и даже его центром, римско-католическая церковь и выделившиеся из неё различные правые ереси и квазихристианские секты взяли курс на формирование такой «сверхгуманистической» морали, который уже в наше время привел Запад сначала к национал-фашизму, а затем и к либерал-расизму.

        Не буду описывать здесь всех перипетий генезиса западного общества, скажу только, что современный Запад сформировался как следствие развития и утверждения на европейском, а затем и на северо-американском континенте торговой, а затем промышленной и финансовой индустрий.

        Грубо говоря, западная цивилизация – это потомки тех торговцев, которых Иисус попросил покинуть Храм. И сегодня стержнем так называемых «западных ценностей» являются тотальный рынок, запредельное потребительство и абсолютный эгоизм.

        То есть, этической основной Запада является антихристианская мораль. Это не значит, что на Западе нет истинных христиан и близких нам людей. Их там огромное количество. Но в целом, если говорить об официальном Западе и о доминирующих в нем в 21 веке трендах, мы, православные россияне ощущаем, как растет пропасть между нами и западной цивилизацией – и не по нашей вине.

        Западная этика не просто другая в сравнении с традиционной российской православной, исламской или буддистской этикой. Эта квазиэтика, будем говорить прямо, нацелена на уничтожение нашей цивилизации.

        Наконец, еще один методологический принцип, который, конечно же, не последний, состоит в том, что цивилизационные ценности России – это не чья-то придумка. Они предопределены объективными обстоятельствами. Российская цивилизационная этика обусловлена специфической географией нашего пространства, соответствующим экономическим укладом, особым социальным строем, оригинальной многонациональной культурой народов России, своеобразием политической системы и проч.

        Не буду перечислять все обусловленности. Отмечу главные.

        Так, лесостепной и равнинный характер географии Руси-России предопределил её становление как державы земледельческой. Наша страна никогда особо не доминировала на внешних рынках и не богатела за счет разграбления колоний. Для внутреннего же рынка Руси-России никогда не был характерен колониальный маржинг и, следовательно, формирование сверхприбылей и капиталов. То есть в нашей стране всегда доминировал производительный, СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ уклад: в России – земледельческий, в СССР – индустриальный. Посему стать народом-торговцем, народом-обслугой, а тем более народом-прислугой (а именно так ставят сегодня вопрос сторонники внедрения в РФ западных ценностей) противоестественно для русских и россиян.

        Земледельческий уклад в экономике породил общинность социального строя России. В советское время общинность была подменена колхозным строем, а имманентная тяга русских к солидарности и монастырскому общинножитию – квазиколлективизмом.... Однако и сегодня мы можем говорить о том, что в цивилизационном коде русских содержится предрасположенность к СОЛИДАРНОСТИ – к искреннему милосердию, взаимопомощи, великодушию и состраданию.

        Замечу также, что взаимопереплетение крестьянского и монастырского укладов жизни способствовало органичному перенесению православной этики в крестьянскую общину. Так что не только для православных людей, но и для подавляющего большинства россиян до сих пор характерно наличие такого уникального качества личности, как СОВЕСТЬ.

        Совесть не может позволить русским и россиянам принять те несправедливости, которые несет с собой формирование потребительского и олигархического общества.

        Помимо прочего, тот же крестьянский историко-культурный тип нашего народа является причиной его НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО, миролюбивого характера. Да, мы народ - воин, но тот воин, который защищает свои землю и суверенитет, не посягая на территории и суверенитет иных стран.

        В цивилизационном коде России имеются еще с десяток важных характерных признаков, являющихся основанием уникальности и привлекательности нашей ценностной системы. Наша страна в этом смысле вне конкуренции.

        И сегодня наша задача – российских общественных деятелей, ученых, священнослужителей, учителей, деятелей культуры и политиков - состоит в том, чтобы мы обнажили ценностный архетип нашего народа и не дали его заболтать, чтобы российские традиционные ценности стали предметом их изучения в системе образования и ориентиром для нового российского искусства, чтобы они легли в основу стратегии социально-экономического развития России и воплотились в практику социально-политического управления нового, солидарного типа.

        Диакония.ru/Патриархия.ru
        Задать вопрос
        Поделиться
        Назад к списку
        Подписка на рассылку
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"
        vrns@vrns.ru

        Москва, Даниловский вал д. 22
        Версия для печати
        © 2023 Международная общественная организация "Всемирный Русский Народный Собор"