Сергей Вячеславович Перевезенцев отметил, что такие понятия как дух и духовность объясняет только христианство.
«Ни в одной другой религии мира нет понятия Святого Духа и нет понятия присутствия частицы Господа в каждом человеке, – сказал Профессор Перевезенцев. – Святой Дух – это та сила, с помощью которой Господь преобразует каждого из нас. И не случайно в христианской традиции есть Таинство Причастия, когда каждый человек причащается ко Христу, то есть вбирает в себя частичку Бога, Господа своего и тем самым усиливает себе то состояние Святого духа, которое ему даровано Господом.
Неверная трактовка такого рода понятий как душа, дух, духовность – ведет к ложным выводам. И тогда получается, что, рассуждая о таких понятиях, мы говорим ни о чем. Говоря о культуре – есть понятие культура, говоря о науке – есть понятие наука, говоря о знании – есть понятие знание. Но когда мы говорим о духовности, то духовность дается человеку свыше, и без понятия Господа это осознать невозможно. И когда к такому выводу приходишь, то встает задача переосмысления огромного количества политических, социальных, экономических и других процессов. И если люди – будь это христиане, атеисты или представители других конфессий – признают наличие в мире такого явления как духовность, то это означает, что мы его тем более должны наполнить истинным содержанием. А его дает нам только христианская вера: восприятие Господа в трех ликах и святого духа как одного из его ипостасей. Если с этой точки зрения смотреть на политические и другие процессы, то складывается следующая картина.
В чем причина огромного количества социальных и политических конфликтов? Чаще всего, отвечая на этот вопрос, говорят о причинах материального характера. Однако, если мы внимательно посмотрим на исторический процесс и историю человечества в целом, то становится понятно, что историей не движет некий абстрактный экономический законы. Историю все-таки делают люди. Они ее делают в соответствии с некими образами, представлениями, идеями. Если в их основе лежит дух Господень, то встает вопрос о духовной составляющей исторического процесса. И тут становится ясным, что в основе человеческой истории лежит не просто божья воля, а то, что человек использует дары Господни в созидание человеческой реальности. Сознает он это или не осознает – он этими дарами пользуется. Не сознавая или намеренно отрицая наличие даров божиих – вот тогда возникает ложная реальность. Ложные теории, ложные социальные, политические и прочие конструкции, построенные на этих теориях. И вот тогда и возникает греховное общество. Оно возникает из неправильной трактовки Господних заповедей.
До тех пор, пока мы не осознаем, не согласимся и не придем к выводу о том, что в основе нашей жизни – Господня воля и движение Духа Святаго Господня, мы так и будем пребывать в странном состоянии». /конец цитаты/
__________
Сергей Вячеславович Перевезенцев – член Бюро Президиума ВРНС, русский историк, писатель, консервативный публицист, доктор исторических наук, профессор факультета политологии МГУ им. М.Ю. Ломоносова.