Депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении очередной законопроект, заслуживающий того, чтобы рассмотреть его подробно. Речь идёт о законопроекте №236214-6, который призван, по мнению парламентариев, убрать дискриминацию в сфере трудоустройства.
Законопроектом предлагается ввести запрет для работодателей размещать объявления о вакансиях с дискриминационными ограничениями — по признакам возраста, пола, семейному положению и т. д. Кроме того, предлагается ввести в в КоАП РФ административный штраф за дискриминационное нарушение — от 500 до 1 тыс. рублей для граждан, для индивидуальных предпринимателей — от 3 до 5 тыс. рублей, и для юридических лиц — от 10 до 15 тыс. Также законопроект предоставляет право органам государственной власти разрабатывать и реализовывать мероприятия по созданию условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью. Кроме того, они могут организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации незанятых граждан, желающих возобновить трудовую деятельность, которым назначена трудовая пенсия по старости, устанавливать порядок и условия их направления на профессиональное обучение.
Дополнительно предлагается расширить перечень категорий безработных граждан, наделенных правом в приоритетном порядке проходить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Например, право на бесплатное профессиональное обучение для безработных граждан получат те, кто прошел военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения.
Формально закон выглядит очень привлекательно, что подчёркивают его авторы. Председатель профильного комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Андрей Исаев, являющийся одним из разработчиков законопроекта №236214-6, описывает его как «позитивный и антидискриминационный, теперь писать, что на работу принимаются лица не старше 35 лет, будет запрещено, за это будут штрафовать — это шаг к ликвидации дискриминации на рынке труда». Тем не менее, с его выполнением будет не всё так просто, стоит также поговорить и о симптоматике законопроекта.
Понятно, почему парламентарии прежде всего решили обратить внимание на возраст. Демографическая ситуация в России буквально в самое последнее время начала демонстрировать поводы для оптимизма, точнее, с осени прошлого года, когда Росстат опубликовал данные об изменении численности населения с января по август 2012 года. Убыль населения оказалась в семь раз меньше показателей 2011 года, что позволило говорить вслух о приостановке депопуляционного процесса. Позитивную динамику численности населения определил весьма неожиданный прирост рождаемости, которая также стала максимальной за последние полтора-два десятилетия. По сравнению с 2000-м годом, количество новорождённых увеличилось на 150%, плавный рост рождаемости не прерывается с 2005 года и по состоянию на данный момент качественные показатели российской демографии сравнялись с уровнем СССР 1989-1990 гг. Коэффициент фертильности — какое среднее число детей родит одна женщина за всю жизнь — в нынешнем году составит примерно 1,72 ребенка. Это даже выше величины, которая установлена в качестве целевой на 2016 год в тексте «Концепции демографической политики РФ до 2025 года». Но, тем не менее, недостаточно для роста населения, поскольку лишь для восполнения убыли необходим коэффициент 2,1-2,15 — две целых компенсируют смерти родителей, а оставшаяся десятичная часть восполняет смерти от неестественных причин. Другими словами, несмотря на обнадёживающую статистику, для превращения России в страну с приростом населения, необходим как минимум такой же временной отрезок — полтора-два десятилетия.
Причины происходящего комплексны, но прежде всего — совместный эффект большей, нежели в 90-е, социально-экономической стабильности и влияние государственных демографических программ. Которые, при всей неидеальности, улучшению демографической ситуации всё-таки способствуют. Тем не менее, на указанный выше промежуток времени, обременение всеми работами и задачами неизбежно падёт на тех, кто живёт сейчас. Собственно, именно этим логичным обстоятельством и обусловлена горячая дискуссия по поводу повышения пенсионного возраста и реформ в этой области. Ценз приёма на работу «до 35» лет объективно не соответствует реалиям. Например, статистика рождаемости среди прочего сообщает также о возникновении в России «европейских» тенденций, когда средний возраст роженицы всё чаще оказывается вполне зрелым, от 28 и до 40 лет — и это нужно учитывать, ведь через несколько лет возникнет фактор массового поиска работы женщинами как раз в возрасте 35 лет, успевших родить ребёнка и провести положенное время в декретном отпуске.
Другим, до сих пор не побеждённым негативным последствием распада Советского Союза и «потерянного десятилетия», является профессиональная пригодность молодёжи. Что также есть очевидный факт, если в сфере услуг или продаж молодые специалисты представлены в изобилии, то в области высокотехнологичных и наукоёмких производств ситуация, можно сказать, плачевная. Примечательным является заявление вице-премьера Рогозина, прозвучавшее на обсуждении программы переселения соотечественников в Россию 18 апреля.
«Когда полгода тому назад мы поднимали в первый полет Ил-476, у нас остро стояла задача на Ульяновском заводе получить инженеров, конструкторов, специалистов высочайшего уровня, которые оказались на Ташкентском авиационном предприятии. Тогда в ускоренном режиме, поштучно, если так можно выразиться, по конкретному человеку были приняты решения — и по гражданству, и по их переезду в Ульяновск. Во многом благодаря этому самолет был поднят в воздух», — рассказал он.
По словам Рогозина, таких проектов становится все больше, и соответственно растет потребность в научно-технических кадрах, которые можно брать из числа соотечественников. В частности, напомнил он, такая потребность может возникнуть по мере развития космодрома «Восточный».
То есть, России настоятельно нужны специалисты — до такой степени, что их переезд в Россию уместно стимулировать на уровне правительства. Излишне говорить, что большинство таких специалистов — люди «старой школы», получившие качественное образование по советским стандартам, и они по определению старше 35 лет. При всём уважении к министерству образования РФ, для достижения этих стандартов и возрождения общественного запроса на научный, производственный труд также потребуется время. И до тех пор, пока не возникнут молодые учёные и технари, придётся работать представителям старшего поколения.
На этом фоне, сложно сказать, в каких именно сферах скажется применение нового закона. По части технических специалистов, вполне может возникнуть редчайшая ситуация, когда пресловутая «невидимая рука рынка» действительно сработает. Раз специалиста-технаря высокого профиля приходится доставать из-за границы, то возраст кадра не будет приниматься во внимание изначально. На серьёзных производствах и сейчас редко можно встретить какие-то возрастные ограничения. В остальном, упразднение дискриминационных рамок при приёме на работу сможет в некоторой степени снизить безработицу за счёт создания облегчённых условий трудоустройства отдельным категориям граждан — но вряд ли произойдут качественные изменения.
Отсутствие требований по возрасту или расе в объявлении не означает фактического устранения таковых у работодателя, ведь закон запрещает лишь распространять информацию о предпочтениях, а в реальности они продолжат существование. То есть, законопроект №236214-6 во многом является, скорее, моральной декларацией, нежели средством качественного изменения ситуации. И как часто случается в последнее время, улучшение ситуации с трудоустройством и дискриминацией в этой сфере зависит во многом от самого общества. Точнее, от осознания факта, что в ближайшие 10-15 лет календарный возраст соискателя будет глубоко вторичен по отношению к его рабочим навыкам. Собственно, об этом и говорит положение законопроекта, требующее создать все условия для осуществления удобной работы человеком пенсионного возраста.
Андрей Полевой
Требуются рабочие для работы на работе
Требуются рабочие для работы на работе