В конце XVI — начале XVII века наше Отечество пребывало в глубоком духовном, экономическом и политическом кризисе. Прекращение царской династии, многочисленные распри между боярскими родами, иноземное вторжение и народные волнения поставили страну на грань катастрофы; нависла угроза насаждения иной веры.
В условиях массового духовного помрачения, когда большинство не понимало, где друг, а где враг, когда даже часть Церкви приветствовала иноземцев, считая их правление благом, святитель Ермоген, будучи брошенным в темницу оккупантами и испытывая физические страдания, остался верен своей стране и высокому Патриаршему долгу. Пламенными воззваниями и личным примером он показал народу важность стояния в правде. Архипастырь не потерял того духовного критерия, который позволяет ясно различать правду и ложь. Он сохранил эту способность именно потому, что был близок к Богу и никакие материальные блага, соблазны власти и комфорта не могли помрачить его внутреннего зрения, просветленного Божественной Истиной.
***
Первым градом, который встретил нашествие польско-литовских захватчиков, был град Смоленск. Три года продолжалась борьба смолян, три года враг пытался взять этот город, но у него ничего не получалось. А в это время преступные события разворачиваются в Москве. Бояре, которые должны были оказаться оплотом государства, национальная элита, которая была призвана в трудное время защитить народ и страну, принимает решение пригласить править Русью польского короля Сигизмунда, который стоял со своим войском под Смоленском. Это было предательство, но предательство совершенно особое, когда большинство подверглось искушению и соблазну; люди словно обезумели, потеряв всякий ориентир в нравственном пространстве.
И отправилось к Сигизмунду посольство из Москвы, чтобы пригласить его на царствование, и святитель Ермоген, не имея силы остановить это безумие, издал грамоту, в которой сформулировал условия возможного пришествия Сигизмунда в Москву. Там стояло как непременное условие принятие православной веры его сыном, королевичем Владиславом, который и предназначался в русские цари. Там стояло условием вступление в брак с православной девушкой. Там стоял условием отказ от всякого прозелитизма, от всякой попытки обратить в иную веру Русь Православную, и многое другое. Но те, кто вел переговоры с Сигизмундом, давно решили открыть врата Москвы для врага. Так оно и произошло.
Без всякого боя враг вступил в нашу столицу и вошел в Кремль. Но для того чтобы подчинить страну, нужно было убедить Патриарха Ермогена поддержать и благословить эту власть. Однако старец Патриарх отказывается. Первосвятителя бросают в подземелья Чудова монастыря в Московском Кремле, не кормят, не поят, держат в холоде, желая сломить его волю. Но ничто не могло сломить этой воли, и святитель Ермоген обращается со своими пламенными воззваниями ко всему народу. Именно эти воззвания пробудили совесть наших людей, именно они содействовали организации ополчения под руководством князя Пожарского и гражданина Минина. Мы знаем, что только благодаря святителю Ермогену, оставшемуся верным Церкви своей и народу своему, Русь вновь обрела независимость. А святитель Ермоген был замучен врагами в подземелье Чудова монастыря — это произошло 1 марта 1612 года по новому стилю.
***
Если сравнивать то, что произошло тогда, в далеком XVII веке, с тем, что произошло в веке XX, то при внимательном рассмотрении и самих событий, и значения одержанной победы можно с уверенностью сказать, что это события одного порядка и одно не важнее другого. Достаточно вспомнить, что, в отличие от Великой Отечественной войны, когда враг не сумел войти в Москву, в смутном семнадцатом веке враг вступил в Москву и воссел в Кремле. И трагедия всего народа была не только в том, что враг, оказавшись сильнее в военном отношении, сумел оккупировать столицу, но и в том, что значительная часть русского общества восприняла это как некое освобождение и была готова присягнуть врагу.
То была война, сопровождавшаяся глубочайшим внутренним разделением всего народа, и недаром она спровоцировала и гражданские конфликты, и разгул преступности. Как говорят исторические документы того времени, все дороги земли Русской были залиты кровью — и не только кровью борьбы с иноземными захватчиками, но и кровью междоусобных столкновений и разбойничьих грабежей. Страна погрузилась в хаос, сопровождавшийся историческим беспамятством и потерей национального самосознания. И то, что народ наш сумел организоваться без всякого участия какой-либо власти, движимый исключительно внутренним стремлением освободить столицу и сохранить веру, а вместе с ней и державу Российскую; стремление народа, ясно сформулированное гражданином Мининым и нашедшее великий отклик в сердцах людей; доблестный воинский труд князя Пожарского и бесценное сокровище жертв, положенных на алтарь победы народом нашим под водительством Казанской иконы Божией Матери, — и привели к освобождению.
Многие, вспоминая те давние события, говорят об освобождении Москвы как о Божием чуде. Несомненно, это было Божие чудо. Но Бог не дарует чуда, если люди не взывают к Нему о помощи, если они сами не желают участвовать в совершении этого чуда. Наши сограждане, освободившие Москву в XVII веке, горячо желали победы, они жизнь свою отдавали за эту победу, и они горячо молились Господу и Царице Небесной об избавлении земли нашей. И в ответ на эти труды, на эту доблесть, на этот подвиг, на эту горячую молитву, на это всенародное покаяние, на это стояние трехдневное пред иконой Царицы Небесной Господь приклонил милость, и воинство наше, более слабое, победило мощного и сильного завоевателя, и спасена была Россия.
Верим, что Божие чудо присутствовало и в победе в Великой Отечественной войне, ибо по всем человеческим законам враг был настолько сильнее, что невозможно было представить, как и какими силами можно защитить Москву и все Отечество. На алтарь той победы были положены миллионы человеческих жизней, но верим, что по молитвам нашей Церкви-мученицы, по молитвам мучеников и исповедников земли нашей, в ответ на величайший подвиг народа и в веке XX была дарована судьбоносная победа Отечеству нашему.
Насколько же важно всем нам понять сегодня смысл того, что произошло в начале XVII века..., как и того, что произошло в 1945 году в день памяти святого великомученика и Победоносца Георгия, когда победой войска нашего завершилась Великая Отечественная война! Нужно помнить, что и одна, и другая победы были бы немыслимы без Божией помощи. И если сегодня мы хотим одерживать победы в труде, в устроении нашей национальной жизни, в развитии всех ее сторон, мы должны помнить уроки прошлого и понимать, что победа дается только тогда, когда мы труд сочетаем с молитвой и с верой.
Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси
По материалам Патриархия.ру