Заседание Комитета по культуре ВРНС, состоявшееся 3 декабря 2019 года в Москве, было открытым, принять участие в нем мог каждый желающий. Зал был полон. Основную часть аудитории составили актеры. Это были люди, отдавшие театру не одно десятилетие. Были приглашены художественные руководители ряда столичных театров. Заседание вели заместители Главы ВРНС Константин Малофеев и Александр Щипков.
За последние годы у многих московских городских и федеральных театров вместе со сменой руководства изменились концепции. В результате немало актеров потеряли работу и даже были вынуждены уйти из профессии. Среди них много известных и заслуженных людей.
Сегодня актерская среда, как и все общество, разбита на два лагеря. Одна часть придерживается либеральных взглядов. В основном это молодежь. Но есть и более опытные актеры, которым все же удалось адаптироваться в новых условиях, часто неудобных, противоречащих их внутреннему миру, убеждениям. Другой лагерь — это сторонники традиций русского театра, то есть те люди, кто выступает против искажения авторских текстов, замыслов, против извращенных трактовок, особенно если речь идет о русских писателях и драматургах.
«Театр теряет великое русское слово. А потеряв слово, мы потеряем культуру нашей страны», — убеждена заслуженная артистка России Лидия Матасова.
О том, что настоящий театр тексто-центричен и литературо-центричен, открывая заседание, говорил председатель Комитета культуры ВРНС Александр Щипков.
«Автор отныне не властвует над умом и чувствами читателя, зрителя. Мы — молчаливые свидетели власти постановщика над автором, власти галериста над художником, власти продюсера над композитором. И, таким образом, постепенно наступает век интерпретации — тот век, в котором контекст важнее текста», — отметил Александр Владимирович.
«Мы столкнулись с ситуацией, когда Чехов, Горький приближены к кухонной органике. А раньше важным было не принизить автора, а напротив, дотянуться до него и до образа. В результате получается не правда, а правдёнка», — так охарактеризовал современные явления в театре актер Андрей Чубченко.
А Павел Карташев, художественный руководитель Самарского драматического театра, назвал эту тенденцию «инверсией русского культурного кода».
В настоящее время ВРНС вырабатывает стратегию развития России на ближайшие 30 лет под названием «Русская мечта — 2050». Она будет принята на XXIV Всемирном Русском Народном Соборе в 2020 году.
Заместитель главы ВРНС Константин Малофеев обратился к собравшимся с предложением принять участие в формировании этой программы и высказать, каким они видят будущее русского реалистического театра, и что нужно предпринять, чтобы это будущее состоялось.
«Театр как форма, пришедшая к нам из глубины веков, безусловно, останется и в течение следующих тридцати лет, что бы нам ни говорили про цифровизацию. Нам хотелось бы узнать, как вы видите и понимаете — какими должны быть государственные меры, какой должна быть государственная политика в области театра, с тем, чтобы мы внесли это в большой базовый документ, где в культурной части будут и театр, и образование, и кино, и сериалы, и социальные сети, и вопросы законодательного урегулирования», — отметил Константин Валерьевич.
Между тем, разговор о конструктивных предложениях сложился не сразу. Актеры МХАТа им. Горького, пришедшие на заседание большой командой, высказали свою тревогу за будущее своего театра, конфликт вокруг которого не утихает уже несколько месяцев. По их мнению, театр напрасно превращается теперь в многофункциональный центр и экспериментальную площадку. Актеры видят в этом и попрание театральных традиций, и непрофессионализм. Русский театр должен оставаться театром! Однако, по мнению актрисы Ларисы Бравицкой, если не переделывать театры в такой манере, то молодежь выйдет «на Болотную». «Что нам делать с поколением мальчишек и девчонок, которое мы теряем», — говорит она, поддерживая идею создания на базе МХАТа им. Горького русского православного духовного патриотического центра, в котором должно найтись место не только спектаклям, но и лекциям, встречам с интересными людьми и даже занятиям йогой.
После того, как спор и связанное с ним эмоциональное волнение улеглось, сложилась рабочая обстановка. И участники заседания вынесли целый ряд предложений. Особенно важно, что разговор строился не только вокруг современной проблематики актерской профессии. Главной темой встречи все же стала забота о зрителе. Как сделать так, чтобы люди могли приходить в театр всей семьей? Как уберечь от шокирующих сцен не только детей, но и старшего зрителя, а также всех, кто приходит в театр за духовным обновлением, а не за «клубничкой»?
Современное общество так устроено, что едва речь заходит о человеческих интересах — тут же подразумевается «индивид». Но как сказал на одном из соборов Святейший Патриарх Кирилл, общество состоит отнюдь не из индивидов и малых групп, оно состоит из семей. И та же национальная безопасность — это в первую очередь безопасность именно семьи.
На заседании подняли вопрос о культурной национальной безопасности. Это понятие, по мнению многих выступавших, нужно вводить на уровне законодательства. «Театр — это кафедра. И какие идеи с этой кафедры внедряются — так потом и будет. К сожалению, сдается одна кафедра за другой. Эта тема очень важная, от нее напрямую зависит будущее страны… В законопроекте „О культуре“, который обсуждается, эти вещи нужно прописать. Давайте нам казенные деньги, а мы будем разрушать ваше государство — так не должно быть. Художественный совет должен работать в полной мере. И премьеры без его согласия не должны пускаться. Так всегда было. Не должно быть произвола одного человека в театре», — сказал в своем выступлении писатель и драматург Юрий Поляков. Не исключено, что вопрос о культурной национальной безопасности будет вынесен на обсуждение специальной комиссии Совета Федерации в самое ближайшее время.
«Я уверен, что театры федерального уровня, которые финансируются из государственного бюджета, должны цензурироваться», — считает и актер Андрей Чубченко.
Для многих цензура — это, конечно, пугающее слово. Между тем если заглянуть в историю и четко определить, в какой форме и степени должен присутствовать контроль, — опасения нивелируются. Как справедливо заметила на заседании общественный советник главы управы Пресни, актриса и журналист Наталья Захарова, контроль не должен быть, как прежде, партийный, в художественные советы должны входить профессионалы своего дела и общественные наблюдатели.
«Эти предложения дают нам возможность выступить с законопроектом о возвращении худсоветов в государственный театр. Как раз то, что это идет от вас, актеров, очень важно», — заявил Константин Малофеев.
«Государственная цензура в европейских странах возникла в XIX веке как ответная реакция на художественную критику XVIII века, преследующую политические цели. Сегодня мы находимся в очень похожей ситуации, когда художественная критика диктует свои условия, цензуры нет, и мы беззащитные перед политическим напором так называемого актуальногоискусства. Поэтому вопрос о цензуре требует внимательного изучения и обсуждения», — уточнил Александр Щипков.
Также на заседании прозвучали выступления за блокировку концепции законопроекта «О культуре», который окончательно переводит культуру в сферу услуг. По свидетельству актеров, театр и без того погряз в антрепризной практике, у которой, конечно, есть плюсы, но минусов несравнимо больше. «Актерами торгуют как вещами», «раньше труппа воспитывалась годами, а теперь сошлись — отыграли — разошлись, в итоге падает уровень», — раздавалось с мест. Для многих, кто не работает в театре, эти слова стали настоящим откровением.
Александр Щипков предложил актерам издать брошюру, в которой будет описана специфика актерской профессии в современных условиях.
«Государственные, московские, частные, антрепризные театры — как на самом деле устроен театральный мир России? Как продают и покупают актеров? Что это за торги такие? Найдите людей, которые смогут это описать. Мы поможем — составим ТЗ, объясним методику. Здесь нет ничего сложного, подобные работы постоянно выполняются в других областях человеческой деятельности. Нужно, чтоб зрители понимали этот процесс и с культурологической точки зрения, и с политической, и с нравственной. Мне кажется, что такая работа будет полезна и интересна. Только одно условие — писать честно, а не имитировать честность, как сейчас имитируют патриотизм или церковность», — такое предложение к актерам прозвучало от Александра Владимировича.
«Нужно начинать с себя, потому что Бог, Он здесь и сейчас, а не только на Пасху и в воскресение. Давайте помнить — от того, что мы делаем сегодня, зависит наше завтра и будущее наших детей». Это обращение к собравшимся заслуженной артистки России, а ныне регента хора Юлии Зыковой, пожалуй, лучше всего завершит рассказ о состоявшемся расширенном заседании Комитета по культуре ВРНС на театральную тему. Ведь если каждый действительно начнет с себя, то мы сможем противостоять тем силам, которые пытаются разрушить русскую духовность. Начать с себя, решить и сделать соборно — в этом наша сила.
Предложения участников расширенного заседания Комитета по культуре ВРНС будут проанализированы и включены в стратегию «Русская мечта — 2050». Комитет по культуре ВРНС благодарит ректора Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, профессора Ивана Ильича Глазунова за содействие в проведении заседания в залах академии.
Комитет по культуре ВРНС