Всего в текущем году в Россию вернулись около 22 тыс. человек. Выразили такое желание ещё 55 тысяч. Преимущественно это граждане бывших советских республик. Что это: утрата русского присутствия в зоне исторического развития или показатель развития России?
Портал «Однако» цитирует начальника Управления по организации работы с соотечественниками ФМС России Виталия Яковлева, который считает, что увеличение числа желающих вернуться в Россию соотечественников связано с упрощением процедуры возвращения, введённой в новой редакции ФЦП. Помимо этого, более 50 регионов России продвигают программы по переселению, причём 34 из них уже действуют. В ФМС высказывают надежду, что число запущенных региональных программ по переселению в этом году достигнет сорока.
Весной текущего года правительство согласовало перечень территорий для приоритетного заселения. В список таких регионов вошли Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская и Еврейская автономная область, а также Бурятия, Забайкальский, Камчатский, Приморский и Хабаровский края. Данное решение Кабинета министров, согласно которому участники программы и члены их семей, переселяющиеся на постоянное место жительства на такие территории, получат государственные гарантии и социальную поддержку, вступает в силу с 1 января 2014 года.
С одной стороны России катастрофически не хватает людей для освоения стремительно пустеющих территорий за Уралом и на Русском Севере, и программа ФМС выглядит как один из рычагов борьбы с гиперцентрализацией страны вокруг Москвы. Но с другой стороны — полностью отсутствуют механизмы «закрепления» переселенцев на указанных территориях, нет никаких гарантий, что вслед за коренными жителями не последуют переселенцы. Коренное население оставляет эти территории из-за отсутствия роста реального сектора экономики.
«В регионах дефицит не кадров, а рабочих мест достойной занятости», — считает руководитель института Демографии и развития Юрий Крупнов. — Минрегионразвития по-прежнему не стал инструментом принуждения региональных властей к реализации проектов подъема на своих территориях«. Для сравнения, программа возвращения русских специалистов в Казахстан — работает, а переселение русских в Белоруссию с каждым годом превращается в тенденцию. «Без принципиального усложнения структуры занятости, увеличения в разы количества высококвалифицированных рабочих мест какого-либо существенного привлечения на работу в Российскую Федерацию специалистов не будет», — считает Крупнов.
Одновременно наблюдается отток русских в развивающиеся зоны Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, парадоксальными явлениями выглядят рост русских общин в Таиланде и Индии, где наши соотечественники живут в том числе — за счет сдачи своей российской жилплощади (мигрантам). Все это свидетельствует об ущербности современной экономической модели «перераспределения» благ. Национальное богатство формируется только при помощи перемещения активов, при этом само производство «создания» этих активов сокращается. Продажа углеводородов и металлов также является не более чем перемещением. В этой схеме перемещение человеческих потоков выглядит как намерение одной социальной группы извлечь выгоду из бедственного положения другой.
При этом становится уже не принципиально, кто в этом «фокусе с наперстками» мигрант, кто соотечественник, а кто переселенец, потому что порочной является сама плутовская логика процесса: пожить лучше за счет другого. Если экономическая модель страны способствует развитию подобных практик, то она заслуживает, по меньшей мере, пересмотра. В контексте экономики тема возвращения соотечественников — прекрасный способ обозначить социальные приоритеты и ответить на актуальный вопрос: что такое «Родина» — место, где сытнее, или место, где востребованы твои таланты?
По сообщению СМИ
Так ли нужны России соотечественники из республик бывшего СССР?
Так ли нужны России соотечественники из республик бывшего СССР?