Публикуемая ниже работа посвящена осмыслению духовных принципов, на которых святой князь Владимир основал русское государство. На основе библейской традиции выявляется теократический идеал как принцип правовой и общественной жизни государства и христианские базисные ценности служения власти своему народу и Отечеству. Актуализируется уникальность заслуги святого князя Владимира как государя в деле Крещения Руси и основания Русской Церкви, обусловленной его глубоким принятием евангельского идеала, а не рациональным политическим расчетом. В статье освещены социальные взгляды святого князя Владимира, проистекающие из евангельского правового идеала, и отмечается эсхатологический контекст деятельности святого государя как попытка осуществления справедливости и Правды Божией на русской земле. Анализируются истоки национального правосознания, лежащие в сфере особого кенотического понимания права. Сделан вывод об успешном начале практического построения князем Владимиром теократического христианского государства, социальная, правовая и политическая жизнь в котором служит делу Царства Божия.
Наступивший юбилейный год святого Крестителя Руси и текущий исторический момент побуждают богословско-историческое сознание всякого неравнодушного к судьбам своего Отечества христианина сформулировать еще раз те изначальные духовные принципы нашего государства, на которых оно основывалось своим святым создателем, определяя вектор развития Русской цивилизации вплоть до сегодняшнего дня. Эта непростая задача требует благоговения и профессионализма кропотливого реставратора, который, работая над древней иконой, очищает ее слой за слоем от следов искажающих «усовершенствований» пережитых эпох и вековой копоти, чтобы открыть первообраз. Вне всяких иллюзий, за время между двумя Владимирами российское государство весьма далеко ушло от своего древнерусского прототипа, однако политическая и социальная трансформация стала не только естественным изменением и развитием внешних форм, но — что гораздо существеннее — затронула внутреннее существо общества и власти. В реальности идеал построенного на евангельских заповедях уникального государства святого князя начал затемняться уже в период начавшихся при его ближайших потомках междоусобиц. Тем не менее, даже в современной России можно увидеть отсветы того духовного образа, который завещал ей князь Владимир.
Несомненно, святому крестителю своей жизнью и делами удалось написать икону идеального христианского правителя, которая до сего дня представляет собой высочайший идеал и ценность. Его икона есть одновременно аутентичный образ самой России, ведь, по слову святителя Иоанна (Максимовича), она есть «выражение духа и примера своего Окончание следует
[1] Иоанн (Максимович), святитель. Россия // http://www.pravoslavie.ru/put/47238.htm
[2] Там же.
[3] Чельцов М. П. Христианство и политика // Христианское чтение. 1906. №3. С. 417.
[4] Карташев А. В. Завет святого князя Владимира // Путь. 1932. №6. С. 75.
[5] Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Выступление на открытии XVII Всемирного Русского Народного Собора 31 октября 2013 г. // http://www.patriarchia.ru/db/text/3334783.html
[6] Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Послание в связи с 1000-летием преставления святого равноапостольного великого князя Владимира // http://www.patriarchia.ru/db/text/3957843.html
[7] Христианство в России до Владимира святого // Журнал Министерства народного просвещения. 1876. С. 187.
[8] Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русской Церковью. СПб., 1878. С. 323.
[9] Там же. С. 323.
[10] Там же С. 306.
[11] Видные деятели западнославянской образованности в XV, XVI, XVII вв.: Ист.-лит. и культ. очерки // Славянский сборник. СПб., 1876. Т. 1. С. 456.
[12] Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русской Церковью. С. 345–347.
[13] Александр Шмеман, протоиерей. Исторический путь Православия. М., 1993. С. 341.
[14] Костюк К. Н. История социально-этической мысли в Русской Православной Церкви. СПб., 2014. С. 57.
[15] Минея. Июль. Ч. 2. М.: Издательский совет РПЦ, 2002. С. 182.
[16] Там же.
[17] Там же. С. 180.
[18] Там же. С. 186.
[19] Костюк К. Н. История социально-этической мысли в Русской Православной Церкви. С. 57.
[20] Будовниц И. У. Изборник Святослава 1076 г. и его место в истории русской общественной мысли // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 10. М.; Л.: Издательство АН СССР, 1954. С. 242.
[21] Александр Шмеман, протоиерей. Исторический путь Православия. С. 352.
[22] Голубинский Е. История Русской Церкви. М., 1901. С. 548.
[23] Иоанн Мейендорф, протоиерей. Рим — Константинополь — Москва. М., 2005. С. 173.
[24] Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1989. Т. 1. С. 129.
[25] Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над Русской Церковью. С. 354.
[26] Там же. С. 359.
[27] Александр Шмеман, протоиерей. Исторический путь Православия. С. 346.
Святой князь Владимир и библейские основы Русской цивилизации. Часть 1
Святой князь Владимир и библейские основы Русской цивилизации. Часть 1