День Преображения, день Богоявления ближайшим ученикам — Петру, Иакову, Иоанну — должен отвлечь наши мысли от повседневной суеты, от того, чем мы так озабочены, перенести к горнему, дать нам еще и еще раз осознать, что Господь, явившийся Петру, Иакову, Иоанну, близок к нам. Мы не удостаиваемся чуда видеть Спасителя, но мы удостаиваемся чуда получать ответы на наши молитвы, мы удостаиваемся чуда особого духовного переживания Святой Евхаристии, Причащения Тела и Крови Спасителя, приближения к святым мощам, святым местам, когда вдруг у человека начинает особым образом биться сердце, и он сознает, что прикасается к святыне, что иной мир входит в его жизнь. Наверное, каждый из нас так или иначе, в той или иной мере нечто подобное переживал — посещая святые места, причащаясь Святых Христовых Таин, прикладываясь к святыням. И даже когда мы бескорыстно совершаем добрые дела, мы ведь чувствуем, как просветляется наше сердце.
Многие неверующие, общаясь с людьми религиозными, требуют от них доказательств того, что Бог есть. Недавно по телевидению я видел диалог одного нашего священника с известным человеком, очень интеллектуальным. Это был достаточно интересный диалог о вере и неверии, но, наверное, не в полной мере было сказано о главном — для того чтобы поверить, нужно быть способным принять сигнал свыше.
Ведь каждый знает: если в руках плохой приемник, то не удастся поймать нужную радиостанцию. Будет раздаваться треск из динамика, а никаких слов, никакой музыки не услышишь. То же самое происходит, если кто-то не чувствует в своем сердце веры. Не нужно отказываться от того, чтобы попытаться почувствовать Божественный сигнал. Если мы априори отказываемся и говорим: «Да нет там ничего, сердце мое ничего не чувствует, и наука ничего не доказывает», то действительно, никакой сигнал свыше, никакое прикосновение Божественной благодати человек не воспримет.
Но если он скажет: «Вот я, Господи! Даже не знаю, есть Ты или нет, но я открываю свой разум и свое сердце, я смиряюсь перед Тобой, я склоняю перед Тобой свою главу, помоги моему неверию», — то не через гром или молнию, не через явное чудо, но в ответ на эту молитву полуверующего или даже неверующего человека в какой-то момент жизни Господь, несомненно, ответит. И может быть, в самый критический момент, когда больше всего нужна помощь свыше, когда невозможно человеческими силами справиться со скорбью, с болезнью или другими тяжелыми обстоятельствами.
Из проповеди в праздник Преображения Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя, 19 августа 2020 года