Константинопольский патриархат продолжает мечтать о восстановлении былого величия Византии, стремясь возродить отдельные имперские конструкты, которые бы смогли хоть как-то подтверждать его статус и самопозиционирование в православном мире. На это указывает интересное интервью, которое дали председатель правления фонда «Друзья свт. Николая» Д. Мехиэль и его заместитель М. Псарос изданию греческой диаспоры США. Данная НКО была создана для сбора средств на восстановление Никольского храма в Нью-Йорке, разрушенного в ходе терракта 11 сентября 2001 г. Почетным председателем фонда является архиепископ Элпидофор Ламбриниадис, а духовником — священник Александр Карлуцос.
Интервью примечательно тем, что проясняет, какое значение этому храму придают Фанар и греки в США. Так, названные лица заявляют, что эта «Национальная святыня является самым явным символом православия, эллинизма и греческих идеалов в Америке. Она станет самым известным православным храмом в США и иконой святого православия в мире… Ни одна другая православная церковь в США не сможет насладиться величием и видимостью Национальной святыни, каковой станет наша американская Святая София и наш американский Парфенон». Храмовый комплекс воспринимается также в качестве «дочери Святой Софии, которая будет свидетельством приверженности Америки религиозной свободе. Национальная святыня станет знаковым символом противостояния силам нетерпимости во всем мире».
Эти ожидания греков (по сути, их ностальгию по величию Византии и надежды на ее реставрацию) поддерживают и американские элиты из Демократической партии. Губернатор штата Э. Куомо в январе 2020 г. заявил, что храм св. Николая следует считать «не только национальной святыней, но мировой святыней. Он является символом мира и единства для страны, которая разделена, и мира, который пребывает в хаосе».
Итак, речь идет не просто о восстановлении разрушенного храма. Греки воздвигают новый собор Святой Софии, который бы олицетворял мощь и силу «новой Византии», «приверженной религиозной свободе». Храм, согласно замыслу его создателей, должен символично указывать на новый подконтрольный грекам центр притяжения православных в США и во всем мире.
Такая риторика «друзей свт. Николая» объяснима. Дело в том, что Константинопольский патриархат, как известно, влачит жалкое существование в Турции. У него практичсеки нет своей паствы. Богословская школа на о. Халки закрыта, а по соседству с ней турки планируют открыть международный исламский центр. Патриархат оказался даже не в состоянии защитить от поругания некогда главный храм православного мира. Иными словами, в данный момент не осталось ни одного имперского атрибута, подкрепляющего папистские амбиции Фанара. Поэтому грекам нужен не обычный приходской храм, им нужен новый символ величия греческой нации и могущества греческого патриархата. К сожалению, сила и могущество нынешними греческими элитами определяются не верностью святому преданию Церкви (ее догматическому и каноническому строю), а внешними, материальными ценностями.
Кроме того, Мехиэль и Псарос также заявили, что храм «занимает ключевое положение в представлениях архиепископа Элпидофора о Православной Церкви в США в 21 веке». А эти представления базируются на идее объединения под главенством Константинополя всех православных юрисдикций США, о чем наш центр неоднократно писал. Поэтому, стоит ожидать от Греческой архиепископии в США активизации действий в этом направлении.
Выскажем также еще предположение, что в случае наступления неблагоприятных для Константинопольского патриархата сценариев на территории Турции, кафедра этой церкви может быть перемещена в Нью-Йорк, новый город «царя и синклита». Новая София на Манэеттене почти готова. И не стоит сомневаться, что греки изобретут для этого какие-нибудь «канонические» обоснования, по примеру тех, что были ими выдуманы для вторжения на Украину, легализации раскольников, признания их хиротоний и проч. И как некоторые церкви (пусть и не вся их полнота) признали это беззаконие, то подобным образом будет признан и новый статус «Нью-Йоркского патриарха».
Леонид Головинский