В российских больницах отказывают священникам в доступе к тяжелобольным. Объясняется это тем, что в связи с карантином в каждом субъекте федерации действуют региональные ограничения по передвижению и взаимодействию граждан, подписаны соответствующие документы. Эти решения привели к тому, что приобщение к таинству Евхаристии (Причастию) в храме, в больнице и на дому стало для верующих невозможным.
Таким образом, введенные из-за эпидемии ограничения во избежание массовых скоплений граждан фактически создали ситуацию, при которой верующие, даже при соблюдении всех норм противоэпидемиологического характера, не могут приобщиться к церковным таинствам, а это влечет нарушение их прав, в том числе права на молитву со священнослужителем на дому. А для каждого Христианина необходимостью являются причастность к таинству Евхаристии, покаяние и исповедание своих грехов.
Особое значение они приобретают для тех, на кого надвинулся недуг, и особенно для тех, кто болен неизлечимо и близок к смерти. Преподобный Свт. Иоанн Златоуст неоднократно писал, что покаяние лечит от душевных и телесных недугов, а причастие святых Тайн тяжело больных спасает души. Сознание верующего человека неразрывно связано с реализацией права на Евхаристию, и запрет на возможность приобщиться Святых Тайн воспринимается болящими весьма тяжело, и воспринимается как лишение последней надежды.
Статья 28 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому из нас свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, свободно иметь религиозные убеждения и действовать согласно им.
В соответствии со статьей 16 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» религиозные обряды и церемонии допустимо проводить в лечебно-профилактических и больничных учреждениях. У священников Русской Православной Церкви немалый опыт такого служения. До эпидемии каждый священник беспрепятственно допускался в любое медицинское учреждение по просьбе болящего или его родных.
Часть 3 статьи 55 Основного закона гласит, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в которой это необходимо в целях безопасности. В настоящее время в нашей стране сложилась ситуация, ставящая под угрозу здоровье многих из нас. И врачи, с использованием всех мер предосторожности и защиты, борются с распространяющейся эпидемией. Они врачуют тело, но не душу.
Всемирный русский народный собор призывает светские власти изменить эпидемиологические ограничения для священников и допустить их к людям для исповедования болеющих, ведь для верующего человека возможность исповеди и причастия не менее важна, чем необходимость дышать или есть и пить. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Готовящихся отсюда, если они причастятся Таин с чистой совестью, при последнем дыхании окружают Ангелы и препровождают их отсюда ради принятия ими Таин».
Просим считать данную публикацию официальным обращением в региональные органы государственной власти всех субъектов Российской Федерации и предлагаем изменить принятые на местах ограничения, то есть:
— разрешить допуск священников в больницы, при условии соблюдения всех мер эпидемиологической безопасности, определить механизм и условия допуска;
— предоставить священникам право посещения больных и пожилых людей на дому, с условием соблюдения всех необходимых мер защиты.
Также мы призываем органы власти города Москвы и Московской области:
— разработать и ввести исключение из установленного запрета на посещения граждан, соблюдающих изоляцию на дому, и позволить священникам посещать больных и пожилых людей для осуществления церковных таинств.
Заместитель главы ВРНС К.В. Малофеев